ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МБОУ "Школа №7 "Русская классическая школа"
390000, г. Рязань, ул. Николодворянская, д. 19/40
Директор: 8(4912)25-39-38 Канцелярия: 8(4912)25-42-85
sh7.ryazan@ryazangov.ru

МБОУ "Школа №7 "Русская классическая школа"

МЕНЮ

Госуслуги сообщить о проблеме

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об  образовании в  Российской  Федерации»;
  • Приказом Министерства образования России от 05. 03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказом Министерства образования России от 09. 03. 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 
  • Учебным планом основного общего образования Российской Федерации  МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» на 2021-2022 учебный год;

     

Рабочая программа по литературе  для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской  программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень):  Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И., Лебедев Ю. В. – М.: Просвещение, 2017.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2019 г.

 

Рабочая программа рассчитана на изучение дисциплины в количестве 3 часов в неделю, в год - 102 часа в соответствии с учебным планом, целями и задачами МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» г. Рязани. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных стандартов, а также накопленный опыт преподавания предмета в школе.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение», 2008
  • «Литература. 11 класс» под редакцией Ю.В. Лебедева, В.П. Журавлева. М. «Просвещение», 2014
  • Ю. В. Лебедев, Романова А. Н. «Литература» 11 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.
  • Н. А. Миронова. Тесты по литературе. 11 класс. К учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература.20 века. В 2-х частях. 11 класс». Издательство «Экзамен», Москва, 2014.

 

Целью рабочей программы является обеспечение выполнения требований Стандарта:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искуссв; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;  написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации.

 Задачи изучения  курса:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;
  • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
  • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

 

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

 

Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы в 11 классе на базовом уровне 102 часа (3 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Литература»

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности языка художественного произведения, его образности.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее русской литературы; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Результаты обучения

В результате изучения литературы в 11 классе ученик должен

знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX века;

-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений рубежа XIX- XX  веков;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:           

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система -образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX и XX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы рубежа XIX- XX веков и XX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

овладеть навыками:

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- создавать связный текста (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участвовать в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомиться с явлениями художественной культуры и оценивать их эстетическую значимость;

- определять свой круг чтения и оценки литературных произведений.

     

Предметные результаты обучения

 

Разделы

Знания и умения

Литература 20 века. Введение.

Знать основные темы и проблемы русской литературы ХХ в.

Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой. Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного

Иван Алексеевич Бунин

Знать биографию писателя, основные мотивы лирики, тематику прозаических произведений.

Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном тексте, применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии

Александр Иванович Куприн

Знать биографию писателя; нравственно-философскую проблематику его произведений

Уметь обосновать в устной и письменной форме свое отношение к произведению

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации

Алексей Максимович Горький

Знать биографию писателя, художественные особенности его произведений, тематику и проблематику

Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках

Серебряный век русской поэзии

Знать литературные течения русской поэзии конца XIX–начала ХХ вв.

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и развитием культуры в целом, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Александр Александрович Блок

Знать характеристику центральных циклов и программных стихотворений

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении

Николай Алексеевич Клюев

Знать особенности развития крестьянской поэзии в начале ХХ в.

Уметь выступать с устным сообщением, Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Сергей Александрович Есенин

Знать основные темы  творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне.  Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Литература 20-х годов

Знать особенности литературного процесса 20-х годов, основные направления, знать исторические события данного периода.

Уметь работать с текстом, выделять основную мысль, читать стихи выразительно

Владимир Владимирович Маяковский

Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии Маяковского

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь ориентироваться в информационных потоках, Уметь выделять в них главное

Михаил Афанасьевич Булгаков

Знать биографию писателя, историю создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».

Уметь выступать с устным сообщением на заданную тему, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Андрей Платонович Платонов

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Уметь вести диалог, постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев),передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Осип Эмильевич Мандельштам

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Марина Ивановна Цветаева

Знать основные мотивы лирики

М. И. Цветаевой

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Михаил Александрович Шолохов

Знать биографию писателя, историю создания произведений, проблематику произведений, исторический процесс, на фоне которого создавались произведнеия.

Уметь выступать с устным сообщением, обосновать свое отношение к писателю и его произведениям, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Литература о Великой Отечественной войне

Знать авторов-участников ВОВ, их произведения (обзорно), тематику произведений, их художественное своеобразие.

Уметь анализировать лирическое, прозаическое, драматическое произведение, давать оценку прочитанному

Александр Трифонович Твардовский

Знать основные мотивы лирики А. Т. Твардовского.

Уметь выступать с устным сообщением, выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте, передавать информацию адекватно поставленной цели (полно, сжато, выборочно)

Борис Леонидович Пастернак

Знать основные этапы жизни и творчества Б. Л. Пастернака; тематику и особенности его лирики

Знать основные мотивы лирические и прозаические произведения

Литература 50-90-х годов

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Зарубежная литература

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь определять особенности создания образа в драматургическом произведении.

 Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию

Литературный процесс рубежа веков: конец ХХ-начало XXI века

Знать основные направления развития современной литературы

Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное

 

Содержание учебного предмета

  1. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы.

(1 час).

  1. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Философичность, лаконизм.(5часов)
  2. А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Общая характеристика повести «Поединок». Тема любви в творчестве А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». (3 часа)
  3. Алексей Максимович Горький. (6 часов) Жизнь и творчество писателя. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Старуха Изергиль». Проблематика и особенность композиции рассказа. Пьеса «На дне». Социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Три правды в пьесе «На дне». Ее социально-философская проблематика. Смысл названия пьесы.
  4. Русская поэзия конца 19 – начала 20 века (7 часов) Символизм. В. Я. Брюсов «Юному поэту», «Грядущие гунны». К. Д. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Элементарные слова о символической поэзии» (фрагменты). А. Белый «Символизм как миропонимание» (фрагменты), «Петербург» (главы «Я гублю без возврата», «Невский проспект»). Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Тема поэта и поэзии. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Символизм как ведущее течение русского модернизма. Теория литературы. Символизм. Модернизм. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору). Конспектирование программных статей русских символистов (по выбору). Модернизм как литературное направление. Концепция мира и человека в искусстве модернизма. Отражение кризиса сознания, ощущение краха верований и духовных ценностей. Особый интерес к личностному, нетипичному. Отрицание реалистических принципов изображения. Элитарные концепции искусства. Формальные эксперименты. Идея радикального обновления художественного языка. Многочисленные течения, школы и группы в искусстве модернизма. Основные течения в литературе русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Акмеизм. Н. С. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм» (фрагменты), «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». О. Э. Мандельштам «Утро акмеизма», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Невыразимая печаль...», «Tristia», «Батюшков». Полемика с символизмом. Литературные манифесты акмеистов. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. «Цех поэтов» (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич). Неоромантические тенденции в поэзии Гумилева. Лирический герой. Особенности эволюции художественного метода Гумилева. Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Теория литературы. Литературная полемика. Литературный манифест. Акмеизм. Развитие речи. Сообщение о биографии поэта (по выбору). Письменный анализ стихотворения в заданном аспекте. Русский футуризм. И. Северянин «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь Северянин...»), «Двусмысленная слава». В. В. Хлебников «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...». Манифесты футуризма «Пощечина общественному вкусу», «Слово как таковое». Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы русских футуристов: «Гилея» (кубофутуристы В. В. Маяковский, В. Хлебников, братья Д. и Н. Бурлюки и др.), эгофутуристы (И. Северянин, Г. В. Иванов и др.), «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.), «Центрифуга» (С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак и др.). Особенности поэтического языка, словотворчество в лирике И. Северянина и В. Хлебникова.
  5. А. Блок (5 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы». Собрание стихотворений Блока как «трилогия вочеловечения». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема России и ее исторического пути в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Особенности стиля Блока. Блок и русская поэзия XX века. Поэма «Соловьиный сад». Автобиографическая основа поэмы. Своеобразие сюжета и композиции поэмы. Романтический конфликт мечты и суровой реальности. Развитие темы возмездия. Полемика с идеалом «личного уюта». Философская трактовка темы счастья. Поэма «Двенадцать».
  6. Литература 20-х годов (3 часа) Литературный процесс 20-х годов. Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и гражданской войны. Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка
  7. В.В. Маяковский (5 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и футуризм. Лирический герой. Дух бунтарства, вызов миру обывателей, элементы эпатажа в ранней лирике. Мотив одиночества поэта. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в раннем и позднем творчестве Маяковского. Жанровое и стилевое своеобразие лирики Маяковского. Поэма «Облако в штанах». Композиция поэмы, ее связь с идейным содержанием. Исторический, биографический и историко-культурный контекст. Мотив трагического одиночества поэта.
  8. С.А. Есенин (5 часов). Жизнь и творчество. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я покинул родимый дом...», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Неуютная жидкая лунность...». Традиции русского фольклора и классической литературы в лирике Есенина. Есенин и новокрестьянские поэты. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Особенности есенинского восприятия и изображения природы. «Сквозные» образы лирики Есенина. Жизнеутверждающее начало и трагический пафос поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Сложность характера и психологического состояния лирического героя. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
  9. Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб. (1 час). Обзорно: А. А. Фадеев «Разгром». И. Э. Бабель «Мой первый гусь», «Соль», И. А. Ильф и Е. П. Петров «Двенадцать стульев», Н. А. Островский «Как закалялась сталь», В. В. Набоков «Машенька». Особенности литературного процесса. Развитие литературы в СССР и русском зарубежье.
  10. М.А. Булгаков (7 часов). Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Прием «роман в романе». Роль эпиграфа. Притчевая основа романа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Левия Матвея и тема ученичества. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Тема любви. Образ Маргариты. Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера. Смысл финальной главы романа.
  11. Андрей Платонович Платонов (2 часа) А.П. Платонов. Жизнь и творчество. «Усомнившийся Макар». Повесть «Котлован».
  12. А. А. Ахматова (4 часа). Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Смятение», «Я научилась просто, мудро жить...», «Муза ушла по дороге...», «Под крышей промерзшей пустого жилья...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Родная земля». Ахматова и акмеизм. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. гражданственность поэзии Ахматовой. Пушкинские традиции. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». Историческая основа, история создания и публикации.
  13. Осип Эмильевич Мандельштам (2 часа). Жизнь и творчество. Конфликт поэта и эпохи.
  14. Марина Ивановна Цветаева (2 часа). Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике. Тема Родины. Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Идешь, на меня похожий...», «Роландов Рог», «Куст». Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.
  15. М. А. Шолохов (9 часов). Жизнь и творчество. «Донские рассказы». «Тихий Дон»-роман-эпопея о всенародной трагедии. Замысел и история создания романа. Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».«Чудовищная нелепица войны» в изображении М. А. Шолохова (война 1914г.). «В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова. Трагедия народа. Женские судьбы в романе. Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека»
  16. Литература о Великой Отечественной войне (4 часа). Литература периода ВОВ: поэзия, проза, драматургия. Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Виктор Платонович Некрасов «В окопах Сталинграда», К. Воробьев «Убиты под Москвой» и др.
  17. Александр Трифонович Твардовский (2 часа). Жизнь и творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны: поэмы и стихи
  18. Борис Леонидович Пастернак (3 часа). Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии. Философский характер лирики. Вн.чт. Роман «Доктор Живаго». Проблематика, художественное своеобразие
  19. Литература 50-90-х годов (16 часов) Александр Исаевич Солженицын (2 часа). Жизнь и творчество. Тема «лагерной жизни». Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Малая проза Солженицына – рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кочеткова», «Захар-Калита» и др.
  20. Вн.чт. Варлам Тихонович Шаламов (1 час). Жизнь и творчество. Проблематика «Калымских рассказов»
  21. Николай Михайлович Рубцов (1). Основные темы и мотивы лирики поэта, ее художественное своеобразие.
  22. Виктор Петрович Астафьев(1). Конфликты природного человека и эгоистического сознания. «Царь-рыба», «Печальный детектив»
  23. Вн.чт. (2 часа) «Деревенская» проза в современной литературе. Ф.А. Абрамов «Алька», «Пелагея». Рассказы В.М. Шукшина, В. Белов «Привычное дело»
  24. Валентин Григорьевич Распутин (2 часа). Поиск праведнического характера. «Прощание с Матерой». Нравственные проблемы. Повести «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Последний срок». Обзор.
  25. «Городская» проза в современной литературе. Ю.Ф. Трифонов. (1 час)«Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»
  26. Темы и проблемы современной драматургии. А.В. Вампилов.(1 час) «Утиная охота»
  27. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести Ч. Айтматова «Плаха» (1 час)
  28. Иосиф Александрович Бродский. Слово о поэте. Тематика и проблематика лирики.

(1 час)

  1. Авторская песня. Творчество А. Галича, Ю. Визбора, В.С. Высоцкого.(1 час)
  2. Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. (1 час)
  3. Зарубежная литература (5 часов). Вн.чт. Д.Б. Шоу. Духовно-нравственные проблемы одной из пьес. Вн.чт. Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Мысль и настроения стихотворения. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Эрнест Хемингуэй. Слово о писателе в его произведениях. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»
  4. Литературный процесс рубежа веков: конец ХХ-начало XXI века (1 час)
  5. Обобщающие уроки по литературе ХХ века. (2 часа)

 

 

Тематическое планирование с определением знаний и умений

 

Тема урока

Знания и умения

 

Литература 20 века. Введение. (1 час)

1

 

 

 

 

02.

09

Русская литература ХХ в.

в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы.

 

Знать основные темы и проблемы русской литературы ХХ в. Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

2

 

06.

09

Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп в русской литературе.

 

 

Иван Алексеевич Бунин (5часов)

3

 

 

 

 

 

 

07.

09

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Философичность, лаконизм.

Знать биографию писателя, основные мотивы лирики.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь выделять изобразительно-выразительные средства и определять их

роль в художественном тексте

Уметь применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии

4

 

 

09.

09

И. А. Бунин. Рассказ  «Господин

из Сан-Франциско». Обращение писателя к социально-философским обобщениям

Знать содержание рассказа, систему образов.

Уметь составлять развернутую характеристику героя; определять роль художественной детали

Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры

5

 

 

 

 

 

13.

09

Тема любви в рассказах Бунина. Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. Рассказ «Чистый понедельник».

Знать содержание текста и систему образов.

Уметь определять стилистическую окрашенность повествования

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

6

 

 

 

 

 

14.

09

Анализ рассказа Бунина о любви из сборника «Темные аллеи».

 

 

Александр Иванович Куприн (3 часа)

7

 

16.

09

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Общая характеристика повести «Поединок»

Знать биографию писателя; нравственно-философскую проблематику его произведений

Уметь обосновать в устной и письменной форме свое отношение к произведению

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации

8

 

20.

09

Тема любви в творчестве А. И. Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет»

Знать центральные образы, проблематику.

Уметь сопоставлять эпизод эпического произведения с экранизацией или иллюстрацией к нему

9

 

 

 

21.

09

Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна

Знать содержание произведений, их проблематику.

Уметь составлять план в соответствии с выбранной темой; писать сочинение, опираясь на составленный план, полно раскрыть выбранную тему и грамотно изложить материал

Уметь самостоятельно редактировать текст

Уметь создавать письменные тексты на заданную тему

 

Алексей Максимович Горький (6 часов)

10

 

23.

09

Жизнь и творчество писателя. Ранние романтические рассказы

Знать биографию писателя.

Уметь видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет героя

Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Уметь находить информацию по заданной теме в различных источниках

11

 

27.

09

Рассказ «Старуха Изергиль». Проблематика и особенность композиции рассказа

12

 

 

 

 

28.

09

Пьеса «На дне». Социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику

Уметь оценивать игру актера в отдельной сцене

Уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации

13-

14

 

 

 

30.

09-

04.

10

Три правды в пьесе «На дне». Ее социально-философская проблематика. Смысл названия пьесы

Знать теорию драмы, содержание пьесы, систему образов, проблематику.

Уметь проследить развитие конфликта в драме

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения

Владеть навыками работы с различными источниками информации

15

 

05.

10

Р.р. Письменная работа по творчеству М. Горького

Знать особенности творчества автора, план анализа драматического произведения.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст, создавать письменные тексты на заданную тему

 

Серебряный век русской поэзии (7 часов)

16

 

07.

10

Серебряный век русской поэзии

 

17

 

 

11.

10

Русский символизм и его истоки

Знать литературные течения русской поэзии конца XIX–начала ХХ вв.

Уметь соотносить процесс развития литературы с общественной жизнью и развитием культуры в целом, находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

18

 

12.

10

В.Я. Брюсов – основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений

Знать тематику лирики раннего творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением

 

                   Александр Александрович Блок (5 часов)

19

 

14.

10

А.А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм.

 

Знать характеристику центральных циклов и программных стихотворений

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении

20

 

18.

10

А.А. Блок. «Стихи о прекрасной Даме».

Темы и образы

 

21

 

 

19.

10

Тема страшного мира в лирике. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе – символе

Знать теорию стихосложения, план анализа поэтического текста.

Уметь выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении

22

 

21.

10

 

Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась…», «По железной дороге», «На поле Куликовом»

23

 

08.

11

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира

Знать сюжет поэмы и ее героев; понимать неоднозначность трактовки финала; символику поэмы

Уметь выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном тексте

24

 

09.

11

25

 

 

11.

11

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.  Жизненный

и творческий путь Н. С. Гумилева. Романтический герой лирики Гумилева.

 

Знать основные темы  творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне.  Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

26

 

15.

11

Проблематика лирики. Русская тема в лирике Гумилева.

 

                    Анна Андреевна Ахматова (4 часа)

27

 

16.

11

Жизнь и творчество. Своеобразие любовной лирики

Знать основные вехи жизненного

и творческого пути А. А. Ахматовой; особенности ее стиха (музыкальность интонации)

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте

и определять их роль

Уметь находить необходимую информацию в источниках различного типа и

систематизировать ее

28

 

 

 

18.

11

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

29

 

22.

11

Пробное итоговое сочинение.

 

30-31

 

23.

11-

25.

11

Поэма «Реквием». Трагедия народа м поэта. Тема исторической памяти. Особенности композиции

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику

Знать художественные особенности поэмы

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

32-33

 

29.

11-

30.

11

Подготовка к итоговому сочинению.

 

 

 

 

34

 

 

02.

12

Футуризм как литературное направление. Поиски новых форм в лирике И. Северянина

Знать основные темы  творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне.  Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

                   Владимир Владимирович Маяковский (5 часов)

35

 

 

06.

12

Жизнь и творчество. «Сплошное сердце».

Знать тематику лирики раннего творчества поэта, особенности строфики и графики; понимать, в чем состоит новаторский характер поэзии Маяковского

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь ориентироваться в информационных потоках, Уметь выделять в них главное

36

 

07.

12

Художественный мир ранней лирики

 

37

 

09.

12

Своеобразие любовной лирики: «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову…», «Письмо Татьяне Яковлевой»

Знать основные темы  творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне.  Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

38

 

13.

12

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского

39

 

14.

12

Пафос революционного переустройства мира.

40

 

16.

11

Анализ лирического стихотворения.

41

 

20.

12

 Сатира.

 

Сергей Александрович Есенин (5 часов)

42

 

 

21.

12

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Письмо матери»

Знать основные темы  творчества поэта.

Уметь выступать с устным сообщением. Уметь постигать содержание литературного произведения на аналитическом уровне.  Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

43

 

23.

12

Тема России в лирике Есенина. «Я покинул родимый дом…», «Русь Советская» и др.

Знать эволюцию темы Родины в лирике Есенина, Уметь находить необходимую информацию в различных источниках

44

Тема любви в лирике Есенина. «Собаке Качалова», «Шаганэ» и др.

Знать особенности раскрытия данной темы поэтом, план анализа поэтического текста.

Уметь определять смену чувств в стихотворениях Есенина о любви на основе личностного восприятия

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

45

Философская лирика Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия

Знать особенности раскрытия данной темы поэтом, план анализа поэтического текста.

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

46

Вн.чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Знать теорию стихосложения.

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

 

Литература 20-х годов (3 часа)

47

Литературный процесс 20-х годов

Знать особенности литературного процесса 20-х годов, основные направления, знать исторические события данного периода.

Уметь работать с текстом, выделять основную мысль, читать стихи выразительно

48

Обзор русской литературы 20-х годов.

Тема революции и гражданской войны

49

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка

50

Р.р. Сочинение по лирике А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского

Знать о жизни и творчестве поэтов, основные темы и мотивы их лирики.

Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть ее и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст, создавать письменные тексты на заданную тему, писать сочинения различных жанров

 

Михаил Афанасьевич Булгаков (7 часов)

51

Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб

Знать основную проблематику литературы 30-х, ее особенности, некоторые факты из жизни писателей.

Уметь выделять главное в тексте статьи учебника, готовить устное сообщение.

52

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Судьбы людей и революция в творчестве Булгакова

Знать биографию писателя, историю создания и публикации романа «Мастер и Маргарита».

Уметь выступать

с устным сообщением на заданную тему

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

53

История создания романа «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция романа

Знать особенности композиции и проблематики романа

Знать жанровое своеобразие романа

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

54

Проблематика романа «Мастер и Маргарита»

Знать содержание романа, систему образов.

Уметь делать обобщение на основе сравнительной

характеристики героев

Уметь сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели

55

Основные герои романа «Мастер и Маргарита»

56

Р.р. Анализ эпизода из романа «Мастер и Маргарита»

Знать содержание романа, систему образов.

Уметь составлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с выбранной темой; грамотно оформлять и излагать его

Уметь писать сочинения различных жанров

Уметь составлять письменный текст на заданную тему

 

Андрей Платонович Платонов (2 часа)

57

А.П. Платонов. Жизнь и творчество. «Усомнившийся Макар»

Знать смысл названия произведения, центральные образы, проблематику.

Уметь вести диалог

Уметь постигать содержание произведения на аналитическом уровне (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев)

Уметь передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

58

Вн.чт. Повесть «Котлован»

 

Осип Эмильевич Мандельштам (2 часа)

59-60

Жизнь и творчество. Конфликт поэта и эпохи.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

 

Марина Ивановна Цветаева (2 часа)

61-62

Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике. Тема Родины

Знать основные мотивы лирики

М. И. Цветаевой

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте и определять их роль

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

Михаил Александрович Шолохов (9 часов)

63

М. А. Шолохов. Жизнь

и творчество. «Донские рассказы».

 

Знать биографию писателя.

Уметь выступать

с устным сообщением

Уметь обосновать свое отношение к писателю и его произведениям

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

64

«Тихий Дон»-роман-эпопея о всенародной трагедии. Замысел и история создания романа. Картины жизни донских казаков на страницах романа «Тихий Дон».

Знать историю создания, смысл названия романа, жанровые и композиционные особенности

Уметь постигать содержание произведения на синтезирующем уровне (концепция произведения в целом)

Уметь находить информацию по заданной теме, систематизировать и обобщать ее

65

«Чудовищная нелепица войны» в изображении М. А. Шолохова (война 1914г.).

Знать особенности языка, стиля писателя.

Уметь анализировать место и роль отдельного эпизода в архитектонике произведения

Уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам

СМИ

66

«В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону. Трагедия Григория Мелехова. Трагедия народа

Знать особенности языка, стиля писателя.

Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

67

Женские судьбы в романе

Знать особенности языка, стиля писателя.

Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

68

Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон»

Знать особенности языка, стиля писателя.

Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

69

Рассказ «Судьба человека»

Знать особенности языка, стиля писателя.

Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

70

Р.р. Сочинение по творчеству М. А. Шолохова

Знать особенности языка, стиля писателя.

Уметь выступать с устным сообщением, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблеме

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

Литература о Великой Отечественной войне (3 часа)

71-72

 

Литература периода ВОВ: поэзия, проза, драматургия

Знать авторов-участников ВОВ, их произведения (обзорно), тематику произведений, их художественное своеобразие.

Уметь анализировать лирическое, прозаическое, драматическое произведение, давать оценку прочитанному.

73

 

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов. Виктор Платонович Некрасов «В окопах Сталинграда», К. Воробьев «Убиты под Москвой» и др.

 

Александр Трифонович Твардовский (2 часа)

74

Жизнь и творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины

Знать основные мотивы лирики

А. Т. Твардовского.

Уметь выступать с устным сообщением

Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (полно, сжато, выборочно)

75

Осмысление темы войны: поэмы и стихи

 

Борис Леонидович Пастернак (3 часа)

76

Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии

Знать основные этапы жизни и творчества Б. Л. Пастернака; тематику и особенности его лирики

Знать основные мотивы лирики

Б. Л. Пастернака.

Уметь анализировать лирическое произведение

77

Философский характер лирики

78-79

Вн.чт. Роман «Доктор Живаго». Проблематика, художественное своеобразие

Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Уметь передавать ин-формацию адекватно по-ставленной цели (сжато, полно, выборочно)

 

Литература 50-90-х годов (16 часов)

80

Александр Исаевич Солженицын

 (2 часа). Жизнь и творчество. Тема «лагерной жизни». Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

81

Малая проза Солженицына – рассказы «Матренин двор», «Случай на станции Кочеткова», «Захар-Калита» и др.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь соотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

 

82

Вн.чт. Варлам Тихонович Шаламов

(1 час). Жизнь и творчество. Проблематика «Калымских рассказов»

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним

83

Николай Михайлович Рубцов (1).

Основные темы и мотивы лирики поэта, ее художественное своеобразие.

Знать особенности стиля поэта

Уметь выделять ИВС языка в поэтическом тексте

и определять их роль Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)         Индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Н. Рубцова; анализ стихотворений; ответы на проблемные вопросы.

84

Виктор Петрович Астафьев(1). Конфликты природного человека и эгоистического сознания. «Царь-рыба», «Печальный детектив». «Людочка»

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Знать особенности стиля писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно

85

Вн.чт. (2 часа) «Деревенская» проза в современной литературе. Ф.А. Абрамов «Алька», «Пелагея». Рассказы В.М. Шукшина, В. Белов «Привычное дело»

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Знать особенности стиля писателя

86

87

Валентин Григорьевич Распутин

(2 часа). Поиск праведнического характера. «Прощание с Матерой»

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Знать особенности стиля писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

88

Нравственные проблемы. Повести «Живи и помни», «Деньги для Марии», «Последний срок». Обзор.

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Знать особенности стиля писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

 

89

Вн.чт.«Вечные» темы и нравственные проблемы в повести Ч. Айтматова «Плаха»

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию

90

Иосиф Александрович Бродский. Слово о поэте. Тематика и проблематика лирики.

Знать особенности лирики поэта, Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа и передавать ее соответственно поставленной цели (кратко, полно, тезисно)

91

Авторская песня. Творчество А. Галича, Ю. Визбора, В.С. Высоцкого.

Знать основные темы лирики поэта; понятие «бардовская» лирика

Уметь анализировать стилистические особенности «бардовской» лирики.

 Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию

92

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта.

93

Р./р. Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.

Знать основные направления развития современной литературы

Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное

94

Итоговая контрольная работа.

 

 

Зарубежная литература (5 часов)

95

Вн.чт. Д.Б. Шоу. Духовно-нравственные проблемы одной из пьес

Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Уметь определять особенности создания образа в драматургическом произведении.

 Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую для решения учебных задач информацию

96

Вн.чт. Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Мысль и настроения стихотворения.

Знать особенности лирики поэта, Уметь выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте и определять их роль

97

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования

Знать содержание, систему образов.

Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное

98

Эрнест Хемингуэй. Слово о писателе в его произведениях. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море»

Знать основные вехи жизни и творчества писателя

Знать особенности языка, стиля писателя

Уметь находить и систематизировать информацию в различных источниках

99-100

Литературный процесс рубежа веков: конец ХХ-начало XXI века

Знать основные направления развития современной литературы

Уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное

101

Обобщающие уроки по литературе ХХ века.

102

       

 

       Учебно-методический комплекс

Для учителя:

  1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века 11 класс. 1-е полугодие. – М.: Вако, 2015.
  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века 11 класс. 2-е полугодие. – М.: Вако, 2015.
  3. Лебедев Ю.В. , Кузнецова М.Б. Литература:11 класс: Методические советы: Пособие для учителя.– М.: Просвещение.
  4. Лебедев Ю.В. Романова А.Н. Литература: 11 класс: Поурочные разработки.– М.: Просвещение.

 

Для учащихся:

  1. Лебедев Ю.В. Литература:11 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.
  2. Литература: 11 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
  2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
  3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page. http://www.openclass.ru/

 

 

 

 

 

Безопасные окна


 

КОРОНОВИРУС - COVID-2019

О рекомендациях родителям на период эпидемии коронавирусной инфекции

 

 

Уважаемые рязанцы!
Напоминаем вам, что в регионе введён режим повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции. По возможности, оставайтесь дома. Если есть необходимость воспользоваться транспортом - соблюдайте правила.  Держитесь на расстоянии не менее 2х метров друг от друга  на остановках и в транспорте. Сохраняйте спокойствие. Помогите пожилым родственникам с закупкой продуктов. Берегите себя и своих близких!

 

ds2

 


 

В 2019 году в городе Рязани продолжается внедрение экспериментальной модели персонифицированного финансирования образования детей (ПФДОД).

Участие в системе персонифицированного финансирования даёт ребенку право на получение именного сертификата дополнительного образования,  который позволит записаться на обучение по дополнительным образовательным программам, отмеченным в навигаторе специальным флажком "Участвует в ПФДОД", в любом муниципальном образовательном учреждении.

Более подробно по ссылке: открыть и на сайте  р62.навигатор.дети

Детство без опасности

 

persdeti

ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 8-800-2000-122
 

© 2024. Все права защищены.