Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказом Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Учебным планом основного общего образования МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» на 2021-2022 учебный год;
Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в основной школе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на подготовку учащихся к новым формам аттестации – устному собеседованию, сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.
Данная программа будет реализована на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком ОУ в расчете – 3 часа в неделю, 102 часов в год.
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения. Включены уроки, способствующие выработке умений применять при написании сжатого изложения известных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, прощение), уроки развития речи по обучению написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. В классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые сдают государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Работа с ними строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д.
Формы работы по русскому языку в 9 классе:
1) различные типы уроков:
- уроки изучения нового материала;
- урок закрепления и развития знаний, умений, навыков;
- уроки повторения;
- комбинированный урок;
- урок проверки знаний;
2) внеклассные мероприятия:
- викторины;
- лингвистическая игра.
3) консультации по русскому языку;
4) олимпиада по русскому языку.
Все перечисленные формы работы проводятся в 1 учебную смену по расписанию уроков и по плану.
Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.
Обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В связи с подготовкой к ОГЭ в тематическое планирование внесены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ОГЭ. За счёт этого в уроки включено большое количество заданий тестового характера, разноаспектная работа с текстом.
Обучение русскому языку в 9 классе строится на высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, выделяющем ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной работы и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа отчетов, качества выполненных заданий.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах;
- изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
- основные единицы языка, их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
- признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
- признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
- функционально-смысловые типы речи, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
- различать изученные стили речи;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
- адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- создавать тексты изученных стилей и жанров;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
Содержание учебного курса.
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
|||
Всего по теме |
Теория |
Контрольные работы |
Развитие речи |
||
|
1 четверть – 24часа. |
||||
1. |
Введение. Цели и задачи курса «Русский язык» в 9 классе. Знакомство с демоверсией ГИА. Международное значение русского языка |
2 |
2 |
||
2. |
Повторение пройденного материала в 5-8 классе |
13 |
9 |
1 |
3 |
3. |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. |
9 |
6 |
1 |
2 |
|
2 четверть – 24 часа |
||||
4. |
Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения. |
11 |
10 |
1 |
|
5. |
Сложноподчиненные предложения |
7 |
5 |
1 |
1 |
6. |
.Основные группы сложноподчиненных предложений. |
6 |
4 |
2 |
0 |
|
3 четверть – 30 часов |
||||
6. |
.Основные группы сложноподчиненных предложений. |
20 |
16 |
1 |
3 |
7. |
Бессоюзные сложные предложения |
10 |
7 |
1 |
2 |
|
4 четверть – 24 часа |
||||
8. |
Сложные предложения с разными видами связи. |
11 |
8 |
1 |
2 |
9. |
Повторение и систематизация изученного в 9 классе. |
13 |
12 |
1 |
0 |
ВСЕГО |
102 |
79 |
10 |
13 |
Раздел V. Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Планируемые результаты |
Виды / формы контроля |
|
1 четверть – 24 часа |
||||
|
Введение. Международное значение русского языка – 1ч |
||||
1. |
02.09 |
Международное значение русского языка.
|
Урок о6шеме-тодической направленности |
Предметные: научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста Личностные Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, сознания того, что русский язык - важнейший показатель культуры человека |
Объяснительный диктант с последующей самопроверкой, самостоятельное проектирование аргументированного устного текста на лингвистическую тему с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя |
|
Повторение пройденного материала в 5-8 классе – 14ч |
||||
2. |
|
РР Устная и письменная речь. Монолог. Диалог |
Урок о6шеме-тодической направленности |
Предметные: научиться определять языковые и композиционные признаки устной и письменной речи Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационном конфликте, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя |
Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, лабораторная работа в парах (анализ художественного текста с диалогом), составление рассуждения на лингвистическую тему |
3 |
|
Р/Р Стили речи. |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться применять алгоритм определения стиля речи текста Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) |
Комплексный анализ текстов разных типов и стилей речи по образцу выполнения задания, групповая работа по вариантам (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), конструирование текста с обособлениями с опорой на текст |
4-5. |
|
Простое предложение и его грамматическая основа |
Урок повторения ранее изученного |
Предметные: научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционaльного опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, проектной деятельности |
конструирование Комплексный анализ текстов разных типов и стилей речи по образцу выполнения задания, групповая работа по вариантам (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), текста с обособлениями с опорой на текст |
6-7. |
|
Предложения с обособленными членами |
Урок повторения ранее изученного |
Предметные: научиться применять правила обособления в простом предложении Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуация мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности |
Коллективное конструирование текста рассуждения на лингвистическую тему, выполнение тестовых заданий по алгоритму выполнения задания с последующей самопроверкой, групповая работа (объяснение орфограмм с использованием опорных материалов лингвистического портфолио, написание сжатого изложения от 3-го лица с последующей взаимопроверкой по памятке |
8-9. |
|
Обращения, вводные слова и вставные конструкции |
Урок повторения ранее изученного |
Предметные: научиться применять правила выделения на письме вводных слов, вставных конструкций, обращений Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, предложения, слова, словосочетания Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности |
|
10. |
|
Контрольная работа №1 |
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться производить самокоррекцию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности |
|
11 |
|
Работа над ошибками |
|||
|
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение – 8ч |
||||
12-13 |
|
Понятие о сложном предложении Сложные и бессоюзные сложные предложения |
Урок «открытия» нового знания |
Предметные: научиться использовать правила постановки знаков препинания в сложном предложении Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования сложного предложения Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности |
Выполнение тестовых заданий, написание изложения и сочинения проектирование выполнения домашнего задания. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, групповое проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
14-15 |
|
Р/Р Способы сжатия текста. Р/Р Сжатое изложение.
|
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться использовать различные способы сжатия текста Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка, Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования |
Написание сжатого изложения с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания |
16 |
|
Знакомство с демоверсией ГИА |
Урок о6шеме-тодической направленности |
||
17-18 |
|
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями |
Урок о6шеме-тодической направленности |
Предметные: научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самостоятельной работы Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к диагностике и самодиагностике |
Лабораторная работа (построение предложений по схемам с последующей самопроверкой), выборочный диктант, работа в парах сильный -слабый (комплексный анализ текста по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя) |
19 |
|
Интонация сложного предложения |
Урок о6шеме-тодической направленности |
Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания |
|
20 |
|
Обобщение по пройденному материалу |
|||
21 |
|
Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием |
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию предложений |
Самостоятельная и парная лабораторная работа (редактирование текста сочинения-рассуждения по диагностической карте типичных ошибок в рассуждении на лингвистическую тему при консультативной помощи учителя), групповое проектирование домашнего задания |
22. |
|
Работа над ошибками |
|||
23-24. |
|
Р/Р Сочинение –рассуждение в формате ОГЭ |
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само-коррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя |
Устные сообщения, классификация предложений по принадлежности знаков препинания, анализ текс точки зрения средств художественной выразительности, его запись под диктовку, анализ структуры предложений |
2 четверть – 24 часа |
|||||
|
Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения. – 7 часов |
||||
25. |
|
Понятие о сложносочиненном предложении |
Урок «открытия» нового знания |
Предметные: научиться применять алгоритмы постановки знаков препинания в сложном предложении при выполнении комплексного анализа текста Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само-коррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений, анализа текста Личностные: формирование навыков конструирования, устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового |
Комплексное повторение (анализ текста по дидактическому материалу), работа в парах сильный - слабый по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя (исследование предложений с последующей самопроверкой), объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой Определение структуры ССП, повторение роли сочинительных союзов в предложении, составление таблицы, конструирование нескольких сложных предложений из двух простых, объяснение выбора союзов для связи простых предложений в сложном |
26 |
|
Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях |
Урок «открытия» нового знания |
Групповая работа над ошибками в домашнем задании, объяснительный диктант с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, групповое проектирование дифференцированного выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
|
27 |
|
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами |
Урок рефлексии |
Лабораторная работа в парах сильный - слабый (комплексный анализ текста по алгоритму выполнения задания с последующей самопроверкой), самостоятельная работа (лингвистическое рассуждение по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя |
|
28 |
|
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами |
Урок рефлексии |
|
Составление ССП из двух простых со значением противопоставления с разными союзами, запись предложений, расстановка пропущенных запятых, подчёркивание грамматических основ, составление схем предложений, определение смысловых отношений между частями |
29 |
|
Сложносочиненные предложения с противительными союзами |
Урок рефлексии |
Развёрнутый устный ответ об отличии простого предложения от сложного, продолжение предложения дважды, чтобы получилось простое предложение с однородными сказуемыми, соединёнными союзом, сложное предложение, части которого соединены тем же союзом; составление схем предложений, сочинение по картине |
|
30-31 |
|
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения |
Урок рефлексии |
Объяснительный диктант с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания, работа в парах сильный - слабый (разбор предложений с последующей самопроверкой по алгоритму проведения работы) |
|
32 |
|
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования предложений, синтаксического и пунктуационного разборов Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию и конструированию и анализу
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию предложений |
Ответ на контрольные вопросы, подбор из книг, газет и журналов ССП с разными союзами и разными смысловыми отношениями между простыми предложениями, синтаксический разбор ССП, объяснение постановки тире в предложениях, запись текста с выделением основ |
33 |
|
Повторение (контрольные вопросы и задания) |
Урок рефлексии |
Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания |
|
34 |
|
Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием |
Урок развивающего контроля |
Комплексное повторение с использованием дидактического материала, на основе памяток лингвистического портфолио, составление плана лингвистического описания по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи ученика-эксперта |
|
|
Выполнение тестовых заданий, написание изложения и сочинения проектирование выполнения домашнего задания |
||||
35-36. |
|
Подготовка к ОГЭ. Орфографический анализ. |
Урок о6шеме-тодической направленности |
|
|
Сложноподчинённые предложения - 7ч |
|||||
37 38 |
|
Понятие о сложноподчиненном предложении |
Урок о6шеме-тодической направленности |
Предметные: научиться применять алгоритм определения сложноподчиненного предложения Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: нормирование устойчивой мотивации к исследовательской и творческой деятельности |
Лабораторная работа (выделение союзов и союзных слов с последующей самопроверкой), объяснительный диктант, работа в парах сильный -слабый (комплексный анализ текста по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя) |
39 |
|
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в проектировании, конструировании дифференцированного домашнего задания Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятель- ности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе рефлексии Личностные: формирование устойчивой мотивации к рефлексии, самоанализу результатов обучения |
Лабораторная работа по вариантам по художественному тексту (объяснение написания указательных слов), построение сложноподчиненных предложений по схемам (по вариантам) при консультативной помощи учителя, объяснительный диктант |
40 |
|
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности |
Практикум: анализ данной цитаты, работа с художественным текстом, коллективная работа по созданию собственного текста, его редактирование |
41 |
|
Подготовка к ОГЭ. Орфографический анализ. |
|||
42 |
|
Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания цитаты из теста |
Урок о6шеме-тодической направленности |
Предметные: научиться создавать собственный текст на основе цитаты из текста Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка, Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Личностные: формирование познавательного интереса к предмету исследования |
Написание сочинения-рассуждения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, групповое проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
43 |
|
Контрольное сочинение –рассуждение № 1 на основе понимания содержания цитаты из теста |
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на основе цитаты из текста Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само-коррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя |
Самостоятельная работа (построение схем сложноподчиненном предложения с придаточным определительным и синонимичная замена простым предложением с обособленными определениями по алгоритму выполнения задания, работа в парах сильный - слабый (компрессия текста) |
Основные группы сложноподчинённых предложений - 6ч |
|||||
44 45 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными |
Урок о6шеме-тодической направленности |
Предметные: научиться находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным по его грамматическим признакам Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя |
Написание сжатого изложения с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания |
46 |
|
Р/Р Подготовка к сжатому изложению №2 |
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности |
Написание контрольного диктанта с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания |
47 |
|
Контрольное сжатое изложение №1 |
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности |
Групповая работа по составлению текста лингвистического описания по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным» самостоятельная работа с дидактическим материалом при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой |
48 49 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными |
Урок «открытия» нового знания |
Предметные: научиться производить синтаксический анализ сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности |
Написание сочинения-описания по картине с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания |
3 четверть – 30ч |
|||||
Основные группы сложноподчинённых предложений – 20ч |
|||||
50 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными |
Урок «открытия» нового знания |
Предметные: научиться производить синтаксический анализ сложноподчиненного предложения с придаточными обстоятельственными Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Личностные: формирование познавательного интереса в ходе исследовательской деятельности |
Конструирование текста со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными по рисункам, составление алгоритма проведения самопроверки по теме урока, объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой |
51 52 53 54 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия |
Урок о6шеме-тодической направленности |
Предметные: научиться определять сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования предложений Личностные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи |
Написание объяснительного диктанта с последующей самопроверкой по алгоритму, групповое выполнение грамматического задания с последующей взаимопроверкой, работа в парах сильный - слабый (комплексный анализ текста, компрессия текста публицистического стиля |
55 56 57 |
|
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными |
Урок о6шеме-тодической направленности |
Предметные: научиться определять СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само- коррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской деятельности Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы |
Работа в парах по учебнику по памятке, групповая работа (объяснительный диктант с материалами-опорами лингвистического портфолио), самостоятельная работа (лингвистическое описание), групповая работа (высказывание собственного мнения на основе прочитанных текстов) |
58 59 60 |
|
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них |
Урок «открытия» нового знания |
Предметные: научиться определять предложения с несколькими придаточными по их грамматическим признакам Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистического описания Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы |
Работа в парах (синтаксический разбор предложений с использованием памяток выполнения), написание сочинения-рассуждения лингвистического характера при консультативной помощи учителя с последующим редактированием |
61 62 |
|
Синтаксический разбор сложно подчиненного предложения |
Урок о6шеме-тодической направленности |
Предметные: научиться про изводить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе синтаксического разбора предложения Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи |
Выполнение тестовых заданий, написание изложения и сочинения проектирование выполнения домашнего задания |
63 |
|
Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться применять алгоритм проведения пунктуационного разбора сложноподчиненного предложения Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самокоррекции Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности по алгоритму, индивидуальному плану |
Ответ на контрольные вопросы, подбор из книг, газет и журналов СПП с разными видами придаточных, синтаксический и пунктуационный разбор СПП, подбор необходимых для данных СПП средств связи, составление схем предложений, написание сочинения-рассуждения |
64 |
|
Повторение и обобщение по теме «СПП» |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные:: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой диагностической деятельности |
Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
65 |
|
Контрольное тестирование № 1 по теме «Сложно- подчиненное предложение» |
Урок развиввающего контроля |
Предметные: научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольного тестирования Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, самодиагностике |
Комплексное повторение с использованием дидактического материала, на основе памяток лингвистического портфолио, составление плана лингвистического описания по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи ученика-эксперта |
66 |
|
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, самодиагностике |
Практикум: анализ данной цитаты, работа с художественным текстом, коллективная работа по созданию собственного текста, его редактирование |
67 |
|
Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания нравственной категории |
Урок общеметодической направленности |
Предметные: научиться создавать собственный текст на основе цитаты из текста Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка, Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Личностные: формирование познава-тельного интереса к предмету исследования |
Написание сочинения-рассуждения по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, групповое проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
68 |
|
Контрольное сочинение –рассуждение на основе понимания содержания нравственной категории |
Урок развиваюшего контроля |
Предметные: научиться использовать алгоритм написания сочинения-рассуждения на основе понимания содержания нравственной категории Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя |
Работа в парах сильный – слабый по конструированию предложений с последующей взаимопроверкой, написание лингвистического описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, работа в парах сильный - слабый (компрессия текста) |
Бессоюзное сложное предложение – 10ч |
|||||
69 |
|
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении |
Урок «открытия» нового знания |
Предметные: научиться определять бессоюзные сложные предложения по их грамматическим признакам, определять интонационный рисунок бессоюзного сложного предложения Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры бессоюзного сложного предложения Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, к творческой деятельности, проявления креативных способностей |
Лабораторная работа в группах (интонационный анализ сложных бессоюзных предложений), самостоятельная работа по материалам учебника, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания |
70 |
|
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях |
Урок общеметодической направленности1 |
Предметные: научиться определять БСП со значением перечисления по грамматическим признакам Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к самокоррекции Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования БСП со значением перечисления Личностные: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности по алгоритму |
Последующая взаимопроверка, самопроверка, работа над ошибками в диктанте и домашнем задании по диагностической карте |
71 72 |
|
Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения, Двоеточие в бессоюзном сложном предложении |
Урок «открытия» нового знания |
Предметные: научиться применять алгоритм постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе aлгоритма решения задачи |
Лабораторная работа (комплексный анализ по тексту художественной и публицистической литературы с орфограммами, составление рассуждения, написание объяснительного диктанта с использованием аудиозаписи; выполнение грамматического задания |
73 74 |
|
Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП |
Урок «открытия» нового знания |
Предметные: научиться применять алгоритм постановки тире в бессоюзном сложном предложении Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового |
Написание черновика сжатого изложения с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания |
75 |
|
Р/Р Сжатое изложение №2 |
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности |
Написание сжатого изложения с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания |
76 |
|
Контрольное сжатое изложение №2 |
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности |
Написание объяснительного диктанта с использованием аудиозаписи с последующей взаимопроверкой, выполнение грамматического задания с последующей проверкой учителем (разбор сложного предложения), лабораторная работа по материалам учебника (компрессия текста с последующей взаимопроверкой) |
77 |
|
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться применять алгоритмы проведения пунктуационного и синтаксического разбора Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к самокоррекции Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе диктанта и анализа текста Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной проектной деятельности на основе алгоритма решения задачи |
Выполнение тестовых заданий с последующей самопроверкой по алгоритму |
78 |
|
Контрольное тестирование №2 по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
Урок развиваюшего контроля |
Предметные: научиться применять алгоритм самодиагностики и самокоррекции Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма |
Работа с орфограммами по диагностической карте типичных ошибок, коллективное проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
4 четверть – 24ч |
|||||
Сложные предложения с разными видами связи – 11ч |
|||||
79 80 81 |
|
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП |
Урок «открытия» нового знания |
Предметные: научиться применять алгоритм определения состава сложного предложения Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, Регулятивные: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа структуры предложения Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к диагностической деятельности |
Коллективная работа над ошибками в домашнем задании (групповая, проектная) с использованием алгоритма работы по диагностической карте, групповой комплексный анализ текста, составление рассуждения на лингвистическую тему при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания |
82 83 |
|
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи |
Урок общеметодической направленности |
Предметные: научиться применять алгоритм постановки знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самодиагностики Личностные: формирование устойчивой мотивации к диагностической деятельности по алгоритму, индивидуальному плану |
Написание сочинения-описания по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, групповое проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
84 |
|
Р/Р Сочинение на основе картины по теме «Родина». |
Урок развития речи |
Предметные: научиться использовать алгоритм написания сочинения-описания на основе понимания содержания нравственной категории Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава предложения Личностные: формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя |
Работа в парах сильный — слабый с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения упражнений учебника, самостоятельное заполнение таблицы с использованием материалов учебника и лингвистического портфолио |
85 |
|
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться применять алгоритм синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма |
Работа в группах по дидактическому материалу, материалу учебника (по вариантам), групповое составление алгоритма составления публичной речи, составление лингвистического рассуждения по теме урока |
86 |
|
Р/Р Публичная речь |
Урок развития речи |
Предметные: научиться применять алгоритм построения публичной речи Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования публичной речи Личностные: формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи |
Ответ на контрольные вопросы, подбор из книг, газет и журналов СП с разными видами связи, синтаксический разбор СП, объяснение постановки знаков препинания в предложениях, запись текста с выделением основ |
87 |
|
Повторение по теме «СП с различными видами связи» |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой диагностической деятельности |
Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания |
88 |
|
Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием |
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию предложений |
Комплексное повторение с использованием дидактического материала, на основе памяток лингвистического портфолио, составление плана лингвистического описания по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи ученика-эксперта |
89 |
|
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой диагностической деятельности |
Подготовка устного сообщения с последующей самопроверкой по памятке выполнения работы, проектирование выполнения домашнего задания |
Повторение изученного – 13ч |
|||||
90 91 |
|
Фонетика |
Урок повторения ранее изученного |
Предметные: научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного |
Групповая лабораторная работа (анализ текста), работа в парах сильный - слабый по памятке выполнения задания (конструирование словосочетаний, предложений (по вариантам) при консультативной помощи учителя) |
92 93 |
|
Лексикология (лексика), фразеология |
Урок повторения ранее изученного |
Предметные: научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы |
Групповая лабораторная работа (анализ текста на лингвистическую тему), конструирование лингвистического рассуждения при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой, объяснительный диктант, работа с орфограммами, проектирование выполнения дифференцированного домашнего задания |
94 95 |
|
Морфемика |
Урок повторения ранее изученного |
Предметные: научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само- коррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе использования опорного справочного лингвистического материала Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы |
Лабораторная работа с художественным текстомпо алгоритму выполнения задачи, работа в парах сильный - слабый (выборочный диктант), самостоятельное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок |
96 |
|
Словообразование |
Урок повторения ранее изученного |
Предметные: научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложения Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма |
Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки работы: самостоятельное проектирование выполнения домашнего задания |
97 |
|
Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием |
Урок развивающего контроля |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию предложений |
Комплексное повторение с использованием дидактического материала, на основе памяток лингвистического портфолио, составление плана лингвистического описания по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи ученика-эксперта |
98 |
|
Анализ ошибок, допущенных в работе |
Урок рефлексии |
Предметные: научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой диагностической деятельности |
Самостоятельная работа над ошибками в домашнем задании с последующей взаимопроверкой по материалам диагностической карты типичных ошибок, анализ художественного текста |
99 |
|
Морфология |
Урок повторения ранее изученного |
Предметные: научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы), Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе |
Написание выборочного диктанта с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения задания, выполнение грамматического задания (комплексный анализ текста; компрессия текста), самодиагностика по материалам диагностической карты типичных ошибок |
100 |
|
Синтаксис |
Урок повторения ранее изученного |
Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения анализа текста Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности |
Работа в парах (конструирование предложений, текста (по вариантам), объяснение орфограмм и пунктограмм с последующей взаимопроверкой), групповая работа над ошибками по диагностической карте типичных ошибок в контрольной работе при консультативной помощи учителя |
101 102 |
|
Орфография. Пунктуация |
Урок повторения ранее изученного |
Предметные: научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе комплексного анализа текста Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи |