ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МБОУ "Школа №7 "Русская классическая школа"
390000, г. Рязань, ул. Николодворянская, д. 19/40
Директор: 8(4912)25-39-38 Канцелярия: 8(4912)25-42-85
sh7.ryazan@ryazangov.ru

МБОУ "Школа №7 "Русская классическая школа"

МЕНЮ

Госуслуги сообщить о проблеме

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа учебного курса по предмету Информатика и ИКТ для 10-11 классов составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»;
  • Образовательной программой основного общего образования МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа»; Учебным планом основного общего образования МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» на 2020-2021 учебный год;

Рабочая программа построена с опорой на УМК:

Информатика. (базовый уровень) 10 класс: учебник / Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 264 с.: ил.

Информатика. 11 класс: учебник базового уровня / Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. 3-е изд., стереотип — М.: БИНОМ. Просвещение, 2021. – 224 с.:ил.

Дополнительные электронные ресурсы для внеурочной деятельности:

  • Комплект электронных рабочих тетрадей в форме авторских цифровых образовательных ресурсов к параграфам учебников из Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru/) в открытом доступе (разработан издательством).

Электронное методическое приложение: авторская мастерская в виде сайта (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika) с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом УМК учителей и родителей. Для участия в форуме и просмотра видеолекций необходимо зарегистрироваться на сайте.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты являются едиными для базового и профильного уровней.

Личностные:

  •  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  •  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  • принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  •  осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных общественных, государственных, общенациональных проблем;
  •  сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее улучшению;
  • организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств;
  • использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры для повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
  • получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования; формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
  • владение навыками работы с основными, широко распространенными средствами информационных и коммуникационных технологий;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта.

Предметные:

В сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;
  • умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и технической областях;
  • умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;
  • владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;
  • приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;
  • умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и интерпретировать их результаты;
  • умение определять цели системного анализа;
  • умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них системообразующие и системоразрушающие факторы;
  • умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на воздействие извне;
  • умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;
  • умение измерять количество информации разными методами;
  • умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;
  • умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и эффективность;
  • умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;
  • умение анализировать разные способы записи алгоритмов;
  • умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;
  • умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей в процессе решения задач;
  • умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии.

В сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с правами и ответственностью гражданина;
  • развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности;
  • готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации;
  • умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных путей их разрешения;
  • приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми целями.;
  • осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;
  • умение применять информационный подход к оценке исторических событий;
  • умение анализировать причины и последствия основных информационных революций;
  • умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социально-экономическое развитие общества;
  • осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной свободы личности;
  • осознание глобальной опасности технократизма;
  • приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите информационных интересов личности и общества;
  • умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его преодоления;
  • знакомство с методами ведения информационных войн.

В сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе формальных, в организации коммуникативных процессов;
  • приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учётом передаваемого содержания;
  • умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по коммуникативной деятельности;
  • использование явления информационного резонанса в процессе организации коммуникативной деятельности;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов припередачи информации по телекоммуникационным каналам

В сфере трудовой деятельности:

  • умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях, выявлять основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях;
  • умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного технического устройства в зависимости от его основных характеристик;
  • умение использовать информационное воздействие как метод управления;
  • умение выявлять каналы прямой и обратной связи;
  • использование стереотипов при решении типовых задач;
  • умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с использованием ПК и прикладных программ;
  • использование табличных процессоров для исследования моделей;
  • получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных экспериментов.

В сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и средствами их создания;
  • приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств ИКТ;
  • приобретение опыта в области компьютерного дизайна;
  • получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и традиционных средств.

В сфере охраны здоровья:

  • понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  • соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером;
  • умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на психику человека.

Информация и способы её представления

Выпускник научится:

  • • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
    • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
  • • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; 
    • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
    • использовать основные способы графического представления числовой информации.

Выпускник получит возможность:

  • •познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явления и его словесным (литературным) описанием;
    • узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
  • • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • •познакомиться с двоичной системой счисления;
  • • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

  • • понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
  • • строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей; 
    • понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминирован-ность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
    • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
    • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
    • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
    • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования. 

Выпускник получит возможность:

  • • познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
  • • создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне её.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • • базовым навыкам работы с компьютером;
  • • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
  • • знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность:

  • • познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
    • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
  • • познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

  • • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
    • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет - сервисов и т. п.;
    • основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность:

  • • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
    • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • • узнать о том, что в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существуют международные и национальные стандарты;
  • • получить представление о тенденциях развития ИКТ.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

В планировании учитывается, что в начале учебного года учащиеся ещё не вошли в рабочий ритм, а в конце года накапливается усталость и снижается восприимчивость к новому материалу. Поэтому наиболее сложные темы, связанные с программированием, предлагается изучать в середине учебного года.

Место изучаемого предмета в учебном плане

Для полного освоения программы базового уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика и ИКТ» по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах (всего 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе). При сокращенном не менее 34 учебных часов в каждом классе (по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах). Количество учебных часов в учебном плане может быть скорректировано в зависимости от специфики и образовательной программы образовательного учреждения.

Тематическое планирование курса в данной рабочей программе представлено в объёме по 34 учебных часа в 10 классах (по 1 часу в неделю), по 68 учебных часа в 11 классах (по 2 часу в неделю).

    Введение 1 час

  1. Информация. Информационные системы и базы данных – 29 (8 +21) часов

Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к измерению информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил.

Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.

Универсальность дискретного представления информации.

  1. Информационные процессы. Интернет.  – 21 (5+16) часов

Хранение информации. Передача информации. Модель передачи информации К. Шеннона. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Обработка информации. Виды обработки информации. Алгоритм, свойства алгоритма. Модели алгоритмических машин в теории алгоритмов. Автоматическая обработка информации. Свойства алгоритмической машины. Алгоритмическая машина Поста. Информационные процессы в компьютере. Архитектура компьютера. Эволюция поколений ЭВМ. Математические основы информатики.Тексты и кодирование.Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.Системы счисления.Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этихсистемах счисления.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).Каналы связи и их основные характеристики.

Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети.

Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

III. Программирование обработки информации. Информационное моделирование – 39 (17+22) часов

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Язык программирования. Основные правила процедурных языков программирования (Паскаль): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Использование массивов, выбор из них данных, нахождение суммы, минимального и максимального элемента, сортировка. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.

Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная форма.

Дискретные объекты. Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.

Алгоритмы и элементы программирования

Алгоритмические конструкции

Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.

Табличные величины (массивы).

Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.

Составление алгоритмов и их программная реализация

Этапы решения задач на компьютере.

Операторы языка программирования, основные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.

Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования.

Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ. Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных таблиц.

Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:

  • алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива);
  • алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления;
  • алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
  • алгоритмы работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения.

Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).

Постановка задачи сортировки.

Анализ алгоритмов

Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.

Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.

Математическое моделирование

Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).

Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.

Использование программных систем и сервисов

Компьютер – универсальное устройство обработки данных

Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. СуперкомпьютерыРаспределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.

Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.

Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование.

Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения.

Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний.

Деловая переписка, научная публикация.Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.

Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы.

Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.

Работа с аудиовизуальными данными

Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.

Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети.

Электронные (динамические) таблицы

Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе – в задачах математического моделирования).

Базы данных

Реляционные (табличные) базы данных. Таблица – представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных.

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Автоматизированное проектирование

Представление о системах автоматизированного проектирования. Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов.

3D-моделирование

Принципы построения и редактирования трехмерных моделей. Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения. Камеры.

Аддитивные технологии (3D-принтеры).

Системы искусственного интеллекта и машинное обучение

Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект.

Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве

Компьютерные сети

Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.

Аппаратные компоненты компьютерных сетей.

Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).

Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.

Деятельность в сети Интернет

Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.

Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п.

Социальная информатика

Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.

Проблема подлинности полученной информации. Информационная культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы.

  1. Социальная информатика -4 (0+4) часа.

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.

Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.

  1. Итоговое повторение – 4 (2+2) часа.
  2. Резерв учебного времени – 3 (0+3) часов.

 

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

В основе развития универсальных учебных действий в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность учащихся признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности.

В соответствии с данными особенностями предполагается использование следующих педагогических технологий: проблемного обучения, развивающего обучения, игровых технологий, а также использование методов проектов, индивидуальных и групповых форм работы. При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.

Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

При проведении уроков используются также интерактивные методы: работа в группах, учебный диалог, объяснение-провокация, лекция-дискуссия, учебная дискуссия, игровое моделирование, защита проекта, совместный проект, деловые игры; традиционные методы: лекция, рассказ, объяснение, беседа.

 

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме контрольных работ, выполнения тестов, практических работ.

Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:

  • знаний основ информатики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение результатов практической работы)
  • приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения практических работ и решения задач)
  • развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению информатики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

Формы контроля

  • тестирование;
  • фронтальный опрос;
  • практикум.

 

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если обучающийся

  • выполнил    работу    в    полном    объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;
  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение   правильных результатов и выводов;
  • соблюдает правила техники безопасности;
  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;
  • правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, или не     более одной ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если

  • работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы;
  • в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если

  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов;
  • работа проводилась неправильно.

 

 

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся

  • правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
  • правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
  • строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
  • может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если

  • ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов;
  • обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся:

  • правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  • умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
  • допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • допустил четыре-пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. 

 

Оценка тестовых работ

Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

  • выполнил   работу   в   полном   объеме   с   соблюдением    необходимой последовательности действий;
  • допустил не более 2% неверных ответов.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).

Оценка «3» ставится, если учащийся

  • выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий;
  • если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.

Оценка «2» ставится, если

  • работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий;
  • работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

В 10 КЛАССЕ (34 ЧАСА, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)

 

№ п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

 

Введение в предмет - 1 ч.

1

 

 

1

Введение. Структура информатики. Техника безопасности

1

Конспект

 

 

Информация – 8 ч.

8

 

 

2

Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование

1

§1, 2

 

3

П/р № 1 «Шифрование данных»

1

§1, 2 Работа 1.1, стр.207

 

4

Измерение информации. П/р № 2 «Измерение информации»

1

§3, 4 Работа 1.2, стр.209.

 

5

Представление чисел в компьютере

1

§5

 

6

П/р № 3 «Представление чисел»

1

§5, Работа 1.3, стр.212

 

7

Представление текста, изображения и звука в компьютере

1

§6

 

8

П/р № 4 «Представление текстов. Сжатие текстов»

1

§6, Работа 1.4, стр.214

 

9

П/р № 5 «Представление изображения и звука»

1

§6, Работа 1.5, стр.215

 

 

Информационные процессы – 5 ч.

5

 

 

10

Хранение и передача информации  

1

§7, 8

 

11

Обработка информации и алгоритмы. П/р  № 6 «Управление алгоритмическим исполнителем»

1

§9, Работа 2.1, стр.222.

 

12

Автоматическая обработка информации. П/р  № 7 «Автоматическая обработка данных»

1

§10, Работа 2.2, стр.223.

 

13

Информационные процессы в компьютере  

1

§11

 

14

Итоговый тест по теме «Информация и информационные процессы»

1

Не задано

 

 

Программирование обработки информации – 17 ч.

17

 

 

15

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

1

§12, 13, 14

 

16

Программирование линейных алгоритмов  

1

§15, 16, 17

 

17

П/р № 8 «Программирование линейных алгоритмов»

1

§15, 16, 17Работа 3.1, стр.232.

 

18

Логические величины и выражения, программирование ветвлений

1

§18, 19, 20

 

19

П/р № 9 «Программирование логических выражений»

1

§18, 19, 20 Работа 3.2, стр.234.

 

20

П/р № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов»

1

§18, 19, 20 Работа 3.3, стр.235.

 

21

Программирование циклов

1

§21, 22

 

22

П/р № 11 «Программирование циклических алгоритмов»

1

§21, 22, Работа 3.4, стр.242.

 

23

Подпрограммы  

1

§23

 

24

П/р № 12 «Программирование с использованием подпрограмм»

1

§23 Работа 3.5, стр.246.

 

25

Работа с массивами.

Организация ввода и вывода данных с использованием файлов

1

§24, 25

 

26

Типовые задачи обработки массивов

1

§26

 

27

П/р № 13 «Программирование обработки одномерных массивов»

1

§24, 25, 26 Работа 3.6, стр.248.

 

28

П/р № 14 «Программирование обработки двумерных массивов»

1

§24, 25, 26 Работа 3.7, стр.252.

 

29

Работа с символьной информацией

1

§27, 28

 

30

П/р № 15 «Программирование обработки строк символов»

1

§27, 28 Работа 3.8, стр.255.

 

31

Комбинированный тип данных

П/р № 16 «Программирование обработки записей»

1

§29 Работа 3.9, стр.257.

 

32

Итоговый тест по теме «Обработка информации»

1

Не задано

 

 

Итоговое повторение (2 часа)

2

 

 

33

Итоговое повторение и обобщение знаний за курс 10 класса

1

Повторение и обобщение знаний за курс 10 класса

 

34

Итоговый тест по курсу 10 класса

1

Не задано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

В 11 КЛАССЕ (68 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)

 

№ п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Количество часов

Домашнее задание

Дата проведения

 

Информационные системы и базы данных - 21 ч.

21

 

 

1

Системный анализ

1

§1, 2

 

2

П/р № 1. Модели систем

1

§1, 2 Работа 1.1 стр.162

 

3

Системный анализ

1

§3, 4

 

4

П/р № 2. Проектные задания по системологии

1

 §3, 4 Работа 1.2 стр. 165

 

5

П/р № 2. Проектные задания по системологии

1

§3, 4 Работа 1.2 стр. 165

 

6

База данных - основа информационной системы

1

§5

 

7

П/р № 3. Знакомство с СУБД LibreOffice Base

1

§5 Работа 1.3 стр. 166

 

8

Проектирование многотабличной базы данных

1

§6

 

9

Создание базы данных

1

§7

 

10

П/р № 4. Создание базы данных «Приемная комиссия»

1

§7 Работа 1.4 стр. 172

 

11

Запросы как приложения информационной системы

1

§8

 

12

П/р № 5. Реализация простых запросов в режиме дизайна (конструктора запросов)

1

§8 Работа 1.6 стр. 177

 

13

Логические условия выбора данных

1

§9

 

14

П/р № 6. Расширение базы данных "Приемная комиссия". Работа с формой

1

§9 Работа 1.7 стр. 181

 

15

П/р № 7. Реализация сложных запросов к базе данных "Приемная комиссия"

1

§9 Работа 1.8 стр. 185

 

16

П/р № 8. Создание отчета

1

§9 Работа 1.9 стр. 188

 

17

П/р № 9. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

1

Работа 1.5 стр. 175

 

18

П/р № 9. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

1

Работа 1.5 стр. 175

 

19

П/р № 9. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

1

Работа 1.5 стр. 175

 

20

П/р № 9. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

1

Работа 1.5 стр. 175

 

21

Итоговый тест по теме "Информационные системы и базы данных"

1

Не задано

 

 

Интернет - 16 ч.

16

 

 

22

Организация глобальных сетей

1

§10, 11

 

23

World Wide Web - Всемирная паутина

1

§12

 

24

П/р № 10. Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями

1

§12 Работа 2.1 стр. 192

 

25

П/р № 11. Интернет. Работа с браузером. Просмотр Web-страниц

1

§12 Работа 2.2 стр. 194

 

26

П/р № 12. Интернет. Сохранение загруженных Web-страниц

1

§12 Работа 2.3 стр.197

 

27

П/р № 13. Интернет. Работа с поисковыми системами

1

§12 Работа 2.4 стр. 198

 

28

Основы сайтостроения

1

§13, 14

 

29

Создание таблиц и списков на Web-странице

1

§15

 

30

П/р № 14. Разработка сайта "Моя семья"

1

§15 Работа 2.5 стр. 200

 

31

П/р № 15. Разработка сайта "Животный мир"

1

§15 Работа 2.6 стр. 202

 

32

П/р № 16. Разработка сайта "Наш класс"

1

§15 Работа 2.7 стр. 205

 

33

П/р № 17. Проектные задания на разработку сайтов

1

Работа 2.8 стр. 207

 

34

П/р № 17. Проектные задания на разработку сайтов

1

Работа 2.8 стр. 207

 

35

П/р № 17. Проектные задания на разработку сайтов

1

Работа 2.8 стр. 207

 

36

П/р № 17. Проектные задания на разработку сайтов

1

Работа 2.8 стр. 207

 

37

Итоговый тест по теме "Интернет"

1

Не задано

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ - 22 ч.

22

 

 

38

Компьютерное информационное моделирование

1

§16

 

39

Моделирование зависимостей между величинами

1

§17

 

40

П/р № 18. Получение регрессионных моделей

1

§17 Работа 3.1 стр. 208

 

41

П/р № 18. Получение регрессионных моделей

1

§17 Работа 3.1 стр. 208

 

42

Модели статистического прогнозирования

1

§18

 

43

Модели статистического прогнозирования

1

§18

 

44

П/р № 19. Прогнозирование

1

§18 Работа 3.2 стр. 210

 

45

П/р № 19. Прогнозирование

1

§18 Работа 3.2 стр. 210

 

46

П/р № 20. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей

1

§18 Работа 3.3 стр. 210

 

47

Моделирование корреляционных зависимостей

1

§19

 

48

Моделирование корреляционных зависимостей

1

§19

 

49

П/р № 21. Расчет корреляционных зависимостей

1

§19 Работа 3.4 стр. 212

 

50

П/р № 21. Расчет корреляционных зависимостей

1

§19 Работа 3.4 стр. 212

 

51

П/р № 22. Проектные задания по теме "Корреляционные зависимости"

1

§19 Работа 3.5 стр. 214

 

52

Модели оптимального планирования

1

§20

 

53

Модели оптимального планирования

1

§20

 

54

П/р № 23. Решение задачи оптимального планирования

1

§20 Работа 3.6 стр. 215

 

55

П/р № 24. Решение задачи оптимального планирования

1

§20 Работа 3.6 стр. 215

 

56

П/р № 25. Проектные задания по теме "Оптимальное планирование"

1

§20 Работа 3.7 стр. 219

 

57

П/р № 25. Проектные задания по теме "Оптимальное планирование"

1

§20 Работа 3.7 стр. 219

 

58

П/р № 25. Проектные задания по теме "Оптимальное планирование"

1

§20 Работа 3.7 стр. 219

 

59

Итоговый тест по теме "Информационное моделирование"

1

Не задано

 

 

Социальная информатика - 4 ч.

4

 

 

60

Информационные ресурсы. Информационное общество

1

§21, 22

 

61

Информационное право и безопасность

1

§23, 24

 

62

Проект: подготовка реферата по социальной информатике

1

Реферат

 

63

Проект: подготовка реферата по социальной информатике

1

Реферат

 

 

Итоговое повторение - 2 ч.

2

 

 

64

Итоговое повторение и обобщение знаний за курс 11 класса

1

Повторение и обобщение знаний за курс 11класса

 

65

Итоговый тест по курсу 8 класса

1

Не задано

 

 

Резерв - 3 ч.

3

 

 

66

Резерв

1

 

 

67

Резерв

1

 

 

68

Резерв

1

 

 

 

Безопасные окна


 

КОРОНОВИРУС - COVID-2019

О рекомендациях родителям на период эпидемии коронавирусной инфекции

 

 

Уважаемые рязанцы!
Напоминаем вам, что в регионе введён режим повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции. По возможности, оставайтесь дома. Если есть необходимость воспользоваться транспортом - соблюдайте правила.  Держитесь на расстоянии не менее 2х метров друг от друга  на остановках и в транспорте. Сохраняйте спокойствие. Помогите пожилым родственникам с закупкой продуктов. Берегите себя и своих близких!

 

ds2

 


 

В 2019 году в городе Рязани продолжается внедрение экспериментальной модели персонифицированного финансирования образования детей (ПФДОД).

Участие в системе персонифицированного финансирования даёт ребенку право на получение именного сертификата дополнительного образования,  который позволит записаться на обучение по дополнительным образовательным программам, отмеченным в навигаторе специальным флажком "Участвует в ПФДОД", в любом муниципальном образовательном учреждении.

Более подробно по ссылке: открыть и на сайте  р62.навигатор.дети

Детство без опасности

 

persdeti

ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 8-800-2000-122
 

© 2024. Все права защищены.