ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МБОУ "Школа №7 "Русская классическая школа"
390000, г. Рязань, ул. Николодворянская, д. 19/40
Директор: 8(4912)25-39-38 Канцелярия: 8(4912)25-42-85
sh7.ryazan@ryazangov.ru

МБОУ "Школа №7 "Русская классическая школа"

МЕНЮ

Госуслуги сообщить о проблеме

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

 

Рабочая программа

по предмету «Родной русский язык»

для 5 «А», «Б», «В» классов

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

                                                                         Составила учитель

                                                                              высшей квалификационной категории

Короткова  Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            Рабочая программа по родному(русскому) языку  разработана на основе ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897), в соответствии с Рабочим учебным планом МБОУ «Школа №7 « Русская классическая школа» г.Рязани, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, с учётом Примерной программы по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений, одобренной  решением  федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18        

            Данная программа предназначена для учащихся 5А , Б и В классов МБОУ «Школа № 7 « Русская классическая школа» города Рязани.

Согласно учебному плану на изучение родного (русского ) языка отводится в 5А , Б, В классах по  0.5 часа в неделю,17 часов в год, 34 учебные недели.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание материала  учебника Родной (русский) язык.5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / (О. М. Александрова и др.).-2-е изд. – М.: Просвещение,2021.

 

Цели освоения учебного предмета в 5 классе:

 воспитание гражданина и патриота;

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
  • воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
  • овладение культурой межнационального общения;

 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

 углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

 совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. 

 

Задачи освоения учебного предмета в 5 классе :

  • основами знаний о родном русском языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
  • формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
  • обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • воспитывать учащихся средствами данного предмета.
  • Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
  • Программа по родному русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 17 часов.
  • Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
  • Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
  • Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
  • Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
  • Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
  • Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
  • Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
  • Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

              Личностные

1) понимание  родного  русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности родного русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

        4)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому  и настоящему  многонационального народа России;

            5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

            Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные  УУД:

  • ориентироваться в справочном аппарате учебника;
  • научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • находить ответы на вопросы в тексте, словарях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные результаты:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

 выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

            Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых понятий лингвистики;
  • соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • опознавание и анализ основных единиц языка,
  • проведение различных видов анализа слова , стилистического анализа текста;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка;

 

 

Содержание учебного предмета

5 класс (17 часов в год – 0,5 часа в неделю)

Раздел 1. Язык и культура .

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).

Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.

Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Раздел 2. Культура речи .

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

Роль звукописи в художественном тексте.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

Речевой этикет

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Текст как единица языка и речи

Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).

 

 

№ раздела

Названия раздела

Кол-во часов

Тест.

Проверочные работы

1

Язык и культура

6

1

2

Культура речи

4

1

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

7

1

Тематическое планирование

 

№ урока

Раздел, тема урока

Дата

 

Раздел 1 «Язык и культура» 6 ч.

 

1

Наш родной русский язык.

 

2

Из истории русской письменности   

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.

 

3

История в словах: наименования предметов, традиционной русской одежды и русского быта. 

 

4

Образность русской речи: метафора, олицетворение, живое слово русского фольклора.

 

5

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.

 

6

О чём могут рассказать имена людей и названия городов.

К/р по разделу «Язык и культура»   Сочинение-рассказ об одной пословице.

 

 

Раздел 2 «Культура речи» 4ч.

 

7

Современный русский литературный язык.

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

 

8

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.

Стилистическая окраска слова

 

9

Речь правильная. Основные грамматические нормы.

 Речевой этикет: нормы и традиции.

 

10

Контрольная работа «Нормы литературного языка»

 

 

Раздел 3 «Речь. Речевая деятельность. Текст» 7 ч

 

11

Анализ к/ работы.

 Язык и речь. Средства выразительности устной речи.

Формы речи : монолог и диалог.

 

12

Текст и его строение. Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения.

Средства связи предложений и частей текста

 

13

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение. Официально-деловой стиль. Объявление.

 

14

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление.

 

15

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

 

16

Итоговая контрольная работа.

 

17

Анализ работы. Повторение изученного

 

 

 

 

Перечень учебно-методического и программного

обеспечения по учебному предмету «Русский родной язык»

 

Учебники и учебные пособия для учащихся:

«Русский родной язык» под редакцией Александровой О. М., Загоровской О. В., Богданова С. И., Вербицкой Л. А., Гостевой Ю. Н., Добротиной И. Н., Нарушевича А. Г., Казаковой Е. И., Васильевой  И. П, рекомендованного Министерством просвещения Российской Федерации (Приказ №345 от 28.12.2018г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

 

Учебно-методические пособия для учителя:

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993
  2. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. - Саратов, Лицей, 2002
  3. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.
  4. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  5. Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М., Эксмо, 2005
  6. Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.
  7. Львова С.И. Уроки словесности. 5 - 9 классы. М., Дрофа, 2000.
  8. Мазнева О. А. Практикум по стилистике русского языка, учебное пособие. М, Дрофа, 2006.
  9. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис, 2003
  • Розенталь Д. Э., Словарь трудностей русского языка. 5-е изд. М., 2005

Интернет-ресурсы

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
  2. http://www.gramma.ru/Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  3. http://www.school.edu.ru/-Российский образовательный портал
  4. http://www.1september.ru/ru/- газета «Первое сентября»
  5. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
  6. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
  7. http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96
  8. http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66

 

 

 

 

 

Контрольно-измерительные материалы

к рабочей программе по родному (русскому) языку

 

5 класс

Всего часов на учебный год: 17 часов

 

Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Родной русский язык» составлена для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования и одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 31 января 2018 года №2/18

Используемый учебник: 5 класс: учебное пособие для общеобразоват.организаций / [ О.М.Александрова идр.]. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.: ил.

 

 

Тема: Контрольная работа №1 по теме «Язык и культура».

Цели: обобщить знания учащихся по теме, систематизировать общие понятия темы, проверить знания учащихся основных разделов темы; развивать самоконтроль и самостоятельность работы на уроке, внимание и концентрацию на выполнении заданий; воспитывать любовь и уважение к русскому языку как к родному.

Вариант 1

  1. Дайте определения понятиям:

устав, абзац.

Для чего нужны жесты и мимика? Что такое вербальная речевая деятельность?

Создание проблемных ситуаций.

Задание1.

Учитель объясняет ученику, что он неправильно решил задачу. Какие жесты и мимика будет у преподавателя? Какой темп речи?

Задание2.

Ребенок узнал, что мама готовит его любимый пирог. Он рассказывает об этом своему другу по телефону. Какие жесты и мимика будет у мальчика? Какой темп речи?

  1. Анализ басни И.А.Крылова на выбор учителя (поиск слов с суффиксами объективной и субъективной оценки).
  2. Расскажите о происхождении вашего имени.

 

Вариант 2.

  1. Дайте определение понятиям:

Скропись, полуустав.

  1. Для чего нужны интонация, темп речи? Что такое невербальная речевая деятельность?
  2. Создание проблемных ситуаций.

Задание 1.

Ученик расстроен плохой оценкой, он рассказывает об этом матери. Какие жесты и мимика будет у ребенка? Какой темп речи?

Задание 2.

Ученик забыл дома тетрадь. Он сообщает на уроке об этом учителю. Какие жесты и мимика будет у ребенка? Какой темп речи?

  1. Анализ басни И.А.Крылова на выбор учителя (поиск слов с суффиксами объективной и субъективной оценки).
  2. Расскажите о происхождении вашего имени.

 

 

 

Тема: Контрольная работа №2 по теме «Культура речи».

Цели: обобщить знания учащихся по теме, систематизировать общие понятия темы, проверить знания учащихся основных разделов темы; развивать самоконтроль и самостоятельность работы на уроке, внимание и концентрацию на выполнении заданий; воспитывать любовь и уважение к русскому языку как к родному.

Вариант 1

А1.Какое слово является однозначным?

1) кисть

2) фауна

3) игла

4) трубить

 

  1. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце

 

3.В каком предложении есть антонимы?

1) Рана заживает, а рубец остаётся.

2) Пришлось долго, терпеливо ждать.

3) Метель метёт, и вьюга плачет.

4) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

 

  1. В каком ряду приведены антонимы?

а) красный – желтый       б) дом – сад        в) избушка – домик       г) красивый – уродливый

 

  1. Подберите к данным словам антонимы.

голодный - …

ложь - …

проснуться - …

яркий - …

потерять  - …

6.В каком предложении есть синонимы?

1) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

2) Дерево ценят по плодам, а человека —по делам.

3) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

4) Яблоки не кислые,а сладкие.

 

  1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) скучно       б) уныло     в) тоскливо     г) бесполезно

 

  1. Продолжите ряд синонимов: бежать, …

 

  1. В каком ряду приведены омонимы?

а) медведь (животное) - медведь (неуклюжий человек)

б) (песчаная) коса – (девичья) коса

в) далекий – дальний

 

10.Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Говядину можно тушить с овощами.

 

  1. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.

Язык, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.

  1. В каком ряду в обоих словосочетаниях приведены олицетворения?

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, костер горит

 

 

 

 

Вариант 2

1.Какое слово является однозначным?

1) блондин

2) челнок

3) число

4) серебряный

 

  1. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш

 

3.В каком предложении есть антонимы?

1) Хлеб мягкий, свежий.

2) Ищи не дом, а соседей.

3) Дерево держится корнями, а человек —друзьями.

4) Корень учения горек, а плод его сладок.

 

  1. В каком ряду приведены антонимы?

а) телефон – телеграф        б) движение – покой    в) голова – нога     г) невежа – неряха

 

  1. Подберите к данным словам антонимы.

ранний - …         меньше - …

жара - …        тьма - …

упасть - …

6.В каком предложении есть синонимы?

1) Лиса живёт хитростью, а заяц —прыткостью.

2) Сова спит днём, а охотится ночью.

3) Впоэтической речи глаза часто называют очами.

4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

 

  1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) нужный     б) важный      в) необходимый     г) недолговечный

 

  1. Продолжите ряд синонимов: маленький, …

 

  1. В каком ряду приведены омонимы?

а) телевизор – телефон

б) ножка (стола) – ножка (ребенка)

в) тушить (свет) – тушить (курицу)

10.Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Рысь —осторожное и ловкое животное.

 

№6. Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

№6. Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

№6. Определите, многозначные или однозначные записанные слова. С многозначным словом

составьте словосочетания, чтобы оно употреблялось в разных значениях.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, солнце, мороз, колонка, мышь.

  1. Определите, многозначные или однозначные записанные слова.

Кнопка, кисть, маляр, троллейбус, компьютер, биология, колонка, мышь.

  1. В каком ряду в обоих словосочетаниях приведены олицетворения ?

а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела

б) ветер уснул, весна с зимой встречается

в) ребята веселились, природа празднует

 

 

 

 

Ключ

1 вариант

2 фауна

баллы

в

1

4

1

г

1

Голодный – сытый, ложь – правда, проснуться – заснуть, яркий – тусклый, потерять - найти

5

1

1

г бесполезно

1

Бежать, мчаться,

1б (если два синонима), 2б – если больше

б

1

тушить

1

Однознач. – маляр, троллейбус, компьютер, биология. Многозн. – язык, кисть, колонка, мышь

2

б

1

2 вариант

1 блондин

баллы

б

1

4

1

б

1

Ранний – поздний, жара – холод, упасть – встать, меньше – больше, тьма - свет

5

3

1

г недолговечный

1

Маленький , крошечный, миниатюрный,

1б (если два синонима), 2б – если больше

в

1

Рысь

1

Однознач. – маляр, троллейбус, компьютер, биология. Многозн. – кнопка, кисть, колонка, мышь

2

б

1

Критерии оценки:

 

15-16б – «5»

12-14б – «4»

7 – 11б – «3»

6 и меньше – «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Контрольная работа №3 по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст».

Цели: обобщить знания учащихся по теме, систематизировать общие понятия темы, проверить знания учащихся основных разделов темы; развивать самоконтроль и самостоятельность работы на уроке, внимание и концентрацию на выполнении заданий; воспитывать любовь и уважение к русскому языку как к родному.

I вариант

  1. Язык- это:

А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

 

  1. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:

А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.

 

  1. Волюнтативная функция языка- это:

А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.

 

  1. Коммуникативная функция языка - это:

А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.

 

  1. Познавательная функция языка – это:

А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.

 

  1. Аккумулятивная функция языка - это:

А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.

 

  1. Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.

 

  1. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

 

  1. Просторечие-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

 

  1. Диалект-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

В) речь неграмотных людей.

 

  1. Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) правильность; Б) выразительность; В) бедность; Г) чистота.

 

  1. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы; В) жаргонизмы

Б) неологизмы; Г) архаизмы.

 

  1. Определите функционально-смысловой тип текста.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

 

  1. Определите функционально-смысловой тип текста.

После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

 

  1. Определите функционально-смысловой тип текста.

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

 

  1. Функциональный стиль – это:

А) разновидность литературной речи;

Б) особая форма речи;

В) вид речевой деятельности.

 

  1. Для разговорной речи характерны:

а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.

  1. Что является целью научного стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу

 

  1. Что является целью официально-делового стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу

 

  1. Что является целью публицистического стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу

 

  1. Что не является жанром научного стиля?

А) доклад; В) реферат;

Б) диссертация; Г) автобиография.

 

  1. Что не является жанром официально-делового стиля?

А) заявление; В) репортаж;

Б) протокол; Г) автобиография.

 

  1. Что не является жанром публицистического стиля?

А) памфлет; В) репортаж;

Б) доверенность; Г) фельетон.

 

  1. Выберите признак, характеризующий реферат.

А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;

Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;

В) развернутое сообщение на определенную тему.

 

  1. Что такое заявление?

А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.

 

  1. Что такое характеристика?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

 

  1. Что такое расписка?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

 

  1. Что такое доверенность?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

 

  1. Что такое рецензия?

А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.

 

  1. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.

 

II вариант

  1. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:

А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.

 

  1. Волюнтативная функция языка- это:

А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.

 

  1. Коммуникативная функция языка- это:

А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.

 

  1. Познавательная функция языка –это:

А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.

 

  1. Аккумулятивная функция языка- это:

А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;

Б) функция воздействия; Г) функция мышления.

 

  1. Назовите формы существования языка:

А) диалект;

Б) художественный язык;

В) просторечие;

Г) жаргон;

Д) литературный язык.

 

  1. Жаргон- это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

 

  1. Просторечие-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) речь людей одной местности;

В) речь неграмотных людей.

 

  1. Диалект-это:

А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;

Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией;

В) речь неграмотных людей.

  1. Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?

А) богатство; Б) выразительность; В) последовательность; Г) чистота.

 

  1. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:

А) диалектизмы; В) жаргонизмы

Б) неологизмы; Г) архаизмы.

 

  1. Язык- это:

А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.

 

  1. Функциональный стиль – это:

А) разновидность литературной речи;

Б) особая форма речи;

В) вид речевой деятельности.

 

  1. Для разговорной речи характерны:

а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.

 

  1. Что является целью научного стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу

 

  1. Что является целью официально-делового стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу

 

  1. Что является целью публицистического стиля речи?

А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;

Б) убеждать людей; Г) организовывать работу

 

  1. Что не является жанром научного стиля?

А) доклад; В) реферат;

Б) диссертация; Г) автобиография.

 

  1. Что не является жанром официально-делового стиля?

А) заявление; В) репортаж;

Б) протокол; Г) автобиография.

 

  1. Что не является жанром публицистического стиля?

А) памфлет; В) репортаж;

Б) доверенность; Г) фельетон.

 

  1. Выберите признак, характеризующий реферат.

А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;

Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;

В) развернутое сообщение на определенную тему.

 

  1. Что такое заявление?

А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;

Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;

В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.

 

  1. Что такое характеристика?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

 

  1. Что такое расписка?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

 

  1. Что такое доверенность?

А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.

 

  1. Что такое рецензия?

А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;

Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;

В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.

 

  1. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.

А) конец речи;

Б) вступление;

В) главная часть;

Г) этикетные формулы.

 

  1. Определите функционально-смысловой тип текста.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

 

  1. Определите функционально-смысловой тип текста.

После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

 

  1. Определите функционально-смысловой тип текста.

Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)

А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.

 

Эталоны ответов

 

IВАРИАНТ

IIВАРИАНТ

  1. В
  2. А

2.А

2.Б

  1. Б
  2. А
  3. А
  4. Г

5.Г

  1. В
  2. В
  3. А ,В, Г, Д
  4. А ,В, Г, Д
  5. А
  6. А
  7. В
  8. В
  9. Б
  10. Б
  11. В

11.В

11.А, В

  1. А ,В
  2. В
  3. В
  4. А
  5. А
  6. Б
  7. Б
  8. А
  9. А
  10. В
  11. Б
  12. Б
  13. А
  14. Г
  15. В
  16. В

20.Б

20.Б

  1. Г
  2. Б
  3. В
  4. В
  5. Б
  6. Б
  7. Б
  8. А
  9. В
  10. В
  11. Б
  12. А
  13. А
  14. Г, Б, В, А
  15. В
  16. В
  17. А
  18. А

30 Г, Б, В, А

30 Б

 

 

Безопасные окна


 

КОРОНОВИРУС - COVID-2019

О рекомендациях родителям на период эпидемии коронавирусной инфекции

 

 

Уважаемые рязанцы!
Напоминаем вам, что в регионе введён режим повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции. По возможности, оставайтесь дома. Если есть необходимость воспользоваться транспортом - соблюдайте правила.  Держитесь на расстоянии не менее 2х метров друг от друга  на остановках и в транспорте. Сохраняйте спокойствие. Помогите пожилым родственникам с закупкой продуктов. Берегите себя и своих близких!

 

ds2

 


 

В 2019 году в городе Рязани продолжается внедрение экспериментальной модели персонифицированного финансирования образования детей (ПФДОД).

Участие в системе персонифицированного финансирования даёт ребенку право на получение именного сертификата дополнительного образования,  который позволит записаться на обучение по дополнительным образовательным программам, отмеченным в навигаторе специальным флажком "Участвует в ПФДОД", в любом муниципальном образовательном учреждении.

Более подробно по ссылке: открыть и на сайте  р62.навигатор.дети

Детство без опасности

 

persdeti

ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 8-800-2000-122
 

© 2024. Все права защищены.