http://nachodki.ru/

Директор школы

Черваков Николай Николаевич

Заслуженный учитель Российской Федерации,
учитель истории высшей квалификационной категории.
 

Объявления:

Вниманию Родителей!

В 2019 году в городе Рязани продолжается внедрение экспериментальной модели персонифицированного финансирования образования детей (ПФДОД).

Участие в системе персонифицированного финансирования даёт ребенку право на получение именного сертификата дополнительного образования,  который позволит записаться на обучение по допорлнительным образовательным программмам, омтеченным в навигаторе специальным флажком "Участвует в ПФДОД", в любом муниципальном образовательном учреждении.

Более подробно по ссылке: открыть и на сайте  р62.навигатор.дети

Жизнь школы

Режим и график работы школы:

ПН-ПТ с 7:00 до 18:00

СБ с 7:00 до 15:00

==================

График приёма граждан
директором школы,
членами школьной администрации:
четверг с 15 до 16 часов

Вакантные места для приёма (перевода) учащихся

Опасайтесь, что Ваш ребенок употребляет наркотики?

Вы можете протестировать ЕГО.

ПОДРОБНЕЕ

Пользователи онлайн

Сейчас 18 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 7

«Русская классическая школа»

 

 

Рассмотрено                        Согласовано                                    Утверждаю

на заседании МО                

Протокол № 1                       заместитель директора                    «31» 08. 2017

от «28»  08.2017                   по учебной работе                           директор школы

Руководитель МО                от «29» 08. 2017

____                                       ______ Беликова Т.Е.                      ______ Черваков Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа педагогического сопровождения

учащихся с ОВЗ –

ограниченными возможностями здоровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации », Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ««Школа России»», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Программа коррекционной работы в соответствии с тре­бованиями Стандарта направлена на создание системы ком­плексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в фи­зическом и (или) психическом развитии обучающихся, их со­циальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обра­зовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установ­ленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психиче­ском развитии и нуждающиеся в создании специальных усло­вий обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности наруше­ния в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования спе­циальных образовательных программ.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в отдельных классах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.

Концептуальный модуль

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания программы коррекционной работы в общеобразовательном учреждении являются: соблюдение интересов ребенка; системность: непрерывность: вариативность и рекомендательный характер.

Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико - психолого - педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников общеобразовательного процесса.

Цель программы

Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования (ООП), коррекцию недостатков ы физическом и (или)психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса

Задачи программы

-          своевременное выявление детей с трудностями адапта­ции, обусловленными ограниченными возможностями здо­ровья;

-          определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

-          определение особенностей организации образовательно­го процесса для рассматриваемой категории детей в соответ­ствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженно­сти;

-          создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образо­вательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

-          осуществление индивидуально ориентированной психо­лого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психическо­го и (или) физического развития, индивидуальных возмож­ностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии);

-          разработка и реализация индивидуальных учебных пла­нов, организация индивидуальных и (или) групповых заня­тий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

-          обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

-          реализация системы мероприятий по социальной адапта­ции детей с ограниченными возможностями здоровья;

-          оказание родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, пра­вовым и другим вопросам.

Принципы формирования программы

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагно­стики, коррекции и развития, т. е. системный подход к ана­лизу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторон­ний многоуровневый подход специалистов различного профи­ля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его ро­дителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вари­ативных условий для получения образования детьми, имею­щими различные недостатки в физическом и (или) психиче­ском развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Прин­цип обеспечивает соблюдение гарантированных законода­тельством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учрежде­ния, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными пред­ставителями) вопроса о направлении (переводе) детей с огра­ниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления работы

Программа коррекционной работы нашей школы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

Диагностическая работа включает:

-             своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

-              раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

-              комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

-              определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

-              изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

-              изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

-              изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

-              системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

 Диагностический модуль

Цель:  выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

 

Сроки

(периодичность в течение года)

Ответственные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.

 

Выявление состояния физического и психического здоровья детей.

 

Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,

наблюдение классного руководителя,

анализ работ обучающихся

сентябрь

Классный руководитель

Медицинский работник

 

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

 

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;

анкетирование  родителей, беседы с педагогами

сентябрь

Классный руководитель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Углубленная  диагностика детей с ОВЗ, детей-инвалидов

 

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей

Диагностирование.

Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

сентябрь

Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности

Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося

Разработка коррекционной программы

До 15.10

Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Социально – педагогическая диагностика

 

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы; уровень знаний по предметам

 

 

 

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

 

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

 

 

 

 

Сентябрь - октябрь

 

 

 

Классный руководитель

Педагог-психолог

Социальный педагог

Учитель-предметник

 

Программа медико-психолого-педагогического изучения ребенка

Изучение ребенка

Содержание работы

Где   и   кем   выполняется работа

Медицинское

Выявление              состояния физического и психического здоровья.                  Изучение медицинской документации: история    развития   ребенка, здоровье     родителей.      как протекала        беременность, роды. Физическое состояние учащегося;      изменения      в физическом  развитии

 (рост, вес,  и  т.д.);     нарушения движений          (скованность, расторможенность, параличи.                    парезы, стереотипные  и навязчивые движения):      утомляемость; состояние анализаторов.

Школьный       медицинский

работник, педагог. Наблюдения  во  время занятий,  в перемены,    во время игр и т.д. (педагог)

Обследование  ребенка врачом.

Беседа врача с родителями.

Психолого-логопедическое

 

Обследование     актуального уровня      психического      и речевого                   развития, определение                    зоны ближайшего развития.

Внимание;        устойчивость. переключаемость   с   одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Мышление;           визуальное (линейное,        структурное); понятийное     (интуитивное, логическое);       абстрактное, речевое, образное.

Память;                 зрительная, слуховая,                 моторная, смешанная.      Быстрота      и прочность          запоминания: индивидуальные особенности; моторика; речь.

Наблюдение за ребенком на занятиях   и   во   внеурочное время (учитель). Специальный    эксперимент (психолог).

 Беседы  с ребенком.     с родителями. Наблюдения       за      речью ребенка   на   занятиях   и   в свободное время. Изучение письменных работ (учитель).

 Специальный    эксперимент (логопед).

Социально-педагогическое

Семья ребенка; состав семьи, условия воспитания. Умение  учиться: организованность, выполнение          требований педагогов,    самостоятельная работа,             самоконтроль.

трудности  в овладении новым материалом.

Мотивы   учебной деятельности;

отношение  к  отметке, похвале  или  порицанию учителя, воспитателя. Эмоционально-волевая сфера: преобладание

настроения ребенка: наличие аффективных          вспышек; способность к волевому усилию,  внушаемость.

проявления негативизма. Особенности  личности:

интересы,  потребности,

идеалы, убеждения;

 наличие чувства  долга   и ответственности. Соблюдение  правил

поведения в обществе, школе,  дома;

взаимоотношения  с

коллективом: роль в коллективе,   симпатии,

дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам.

 Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость. аутическис проявления. обидчивость, эгоизм.

 Уровень притязаний и самооценка.

 

Посещение   семьи   ребенка (учитель, соц. педагог).

Наблюдения       во       время занятий,     изучение     работ ученика (педагог). Анкетирование                  по выявлению           школьных трудностей (учитель)

Беседа    с    родителями    и учителями-предметниками.

Специальный    эксперимент (педагог, психолог).

Анкета   для    родителей    и учителей.

Наблюдение за ребенком в различных                    видах деятельности.

Коррекционно-развивающая работа включает:

-           выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

-           организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

-           системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

-           коррекцию и развитие высших психических функций;

-           развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

-           социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

 

Задачи (направления) деятельности

 

Планируемые результаты.

 

Виды и формы деятельности, мероприятия.

 

Сроки (периодичность в течение года)

 

Ответственные

 

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Планы, программы

 

Разработать индивидуальную программу по предмету.

Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса.

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

сентябрь

Учитель-предметник, классный руководитель, социальный педагог

Обеспечить психологичес-кое и логопедичес-кое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных занятий.

4. Отслеживание динамики развития ребенка

До 10.10

 

 

 

 

 

 

10.10-15.05

Педагог-психолог

 

Учитель-логопед

 

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов

 

 

 

Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми с ОВЗ.

Внедрение здоровье-сберегающих технологий в образовательный процесс Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.

Реализация профилактических образовательных программ (например, «Все цвета кроме черного» и другие).

 

 

В течение года

Медицинский работник

 

Консультативная работа включает:

-              выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

-              консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

-              консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Консультативный модуль

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

 

Планируемые результаты.

 

Виды и формы деятельности, мероприятия.

 

Сроки (периодич-ность в течение года)

 

Ответственные

 

Консультирование педагогических работников по  вопросам инклюзивного образования

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с ребенком

Индивидуальные групповые, тематические консультации

 

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

По отдельному плану-графику

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора .

 

Информационно-просветительская работа предусматривает:

-           различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

-           проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно – просветительский модуль

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

 

Задачи (направления) деятельности

 

Планируемые результаты.

 

Виды и формы деятельности, мероприятия.

 

Сроки (периодичность в течение года)

 

Ответственные

 

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Организация работы  семинаров, тренингов и др. по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

По отдельному плану-графику

Учитель логопед

Педагог – психолог

Социальный педагог

Заместитель директора

 

 

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия

 По отдельному плану-графику

 

 

 

 

 

 

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Заместитель директора

 

 

                 

 

В программе коррекционной работы ОУ  использована серия учебных пособий издательства  «Просвещение».

1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

 Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический аппарат системы учебников «Школа России» представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки;  осознания  причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Преодолению  не успешности  отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому  ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности. 

В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.

Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

В курсе «Изобразительное искусство»,  начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников.  Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

В курсе «Технология» составление плана  является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

 В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

  В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки  с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное.  Или, решая орфографические задачи,  при постановке вопроса:  «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово  и  т.п.

2) Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

На уроках с использованием УМК «Школа России» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты,  практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

 Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин,  скоростей, с разными  способами отображения и чтения информации и пр.

Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки»  формируют нормы и правила произношения,  использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.

Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка»  знакомят школьника с миром прекрасного.

 Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание  значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является  творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении

Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
При изучении школьников учитывается следующие показатели:
       1. Физическое состояние и развитие ребенка:

-          динамика физического развития (анамнез);

-          состояние слуха, зрения;

-          особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

-          координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

-          особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:

-          особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);

-          особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;

-          особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти; преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная); преобладание логической или механической памяти;

-          особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза (умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение устанавливать причинно-следственные связи);

-          особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);

-          познавательные интересы, любознательность.
       3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:

-          особенности отношений «учитель-ученик», реакция ученика на замечания, оценку его деятельности;

-          осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность);

-          отношение к похвале и порицанию;

-           способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;

-          умение планировать свою деятельность.

      4. Особенности эмоционально-личностной сферы:

-          эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;

-          способность к волевому усилию;

-          преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);

-          внушаемость;

-          наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;

-          наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.);

-          отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;

-          отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения со сверстниками и старшими);

-          особенности поведения в школе и дома;

-          нарушения поведения, вредные привычки.

5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:

-          общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;

-          сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;

-          характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.

4 )Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.

Для коррекционной работы оборудованы:

-       кабинет педагога-психолога и социального педагога

Педагогами создаются для детей комфортные условия для обучения:

-             создание ситуации успеха дозированными заданиями;

-             создание развивающей здоровьесберегающей среды

Предполагаемые результаты

-          развитие познавательной активности детей;

-          развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

-          нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

-          развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

-          положительная динамика в коррекции нарушений речи;

-          психокоррекция поведения ребенка;

-    социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
5) Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. 

Формирование и освоение  творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках  системе заданий творческого и поискового характера,  направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой  теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт».  Проводя исследование, дети, например,  узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом,  овладевают новыми знаниями.

 Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

В курсе «Математика» освоение  указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

-          продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;

-          провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

-          провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера. 

 Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады. Учащиеся принимают участие в муниципальных конкурсах по предметным олимпиадам, всероссийских конкурсах» Русский медвежонок», «Эму» и т.д.

 

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей  развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный  процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

 

Механизм реализации программы

       Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

-           комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

-          многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

-     составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

       

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

     Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

        В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Социальное партнёрство включает:

-              сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

-              сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

-              сотрудничество с родительской общественностью.

 

Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

-           обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

-           обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

-           обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

-           обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

-           обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

-           развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Программно-методическое обеспечение

  В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы.

 При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

 Специальные (коррекционные) образовательные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям (законным представителям), граммы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.

Кадровое обеспечение

     Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (логопед, психолог, и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

   Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях  психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

 

Материально-техническое обеспечение

 Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

 Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

 

Условия эффективности работы с детьми, нуждающимися в коррекционном воздействии

К числу основных условий эффективной работы с детьми, нуждающимися в коррекционном воздействии, относятся:

1.          Введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье.

2.          Интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы.

3.          Разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных).

4.          Объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.

5.          Расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям.

6.          Развитие системы отношений в направлении педагог - ребенок -родитель - медицинские работники.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты коррекционной работы

Личностные УУД:

- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- достижение оптимального  эмоционального уровня самооценки;

- многоаспектный анализ личностного развития ребёнка.

- возможность самоактуализации и саморазвития.

Познавательные УУД:

- многоплановый  анализ познавательного развития ребёнка;

- мониторинг динамики развития познавательных способностей, выстраивание индивидуальной траектории их развития.

Регулятивные УУД:

- общее развитие и коррекция отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Коммуникативные УУД:

- социальная адаптация в коллективе, обществе.

 

 

 

Автор : btamedia

Маршрут безопасного движения школьников:

 

Карта:

Общественный транспорт до:
Остановки "Библиотека им. Горького"
Автобусы: 1, 11, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 24, 35, 48, 5, 57, 7
Троллейбусы: 10, 3, 5, 6, 8
Маршрутки: 31, 43, 45, 47, 49, 53, 55, 65, 66, 68, 73, 75, 84, 88, 98, 99
Остановки "Цирк"
Автобусы: 1, 11, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 24, 35, 48, 5, 57, 7
Троллейбусы: 10, 3, 5, 6, 8
Маршрутки: 31, 43, 45, 47, 49, 53, 55, 65, 66, 68, 73, 75, 77, 84, 87,  88, 91, 98, 99
Остановки "Кинотеатр "Родина""
Автобусы: 1, 23, 48, 57
Троллейбусы: 5, 6, 8
Маршрутки: 31, 43, 45, 47, 49, 53, 55, 65, 66, 68, 73, 75, 84, 88, 98, 99

 

 
 

Адрес:

390000, г. Рязань,
ул. Николодворянская, д. 19/40
 
Директор: 8(4912)25-39-38
Канцелярия: 8(4912)25-42-85
Заместители директора
по учебной работе:
8(4912)25-44-40
Заместитель директора
по АХР:
8(4912)25-45-90
Главный бухгалтер:
8(4912)25-36-49
E-mail: 7_school.rzn@mail.ru