Приложение №2

к Приказу № 438

от 06.08.2021

 

  1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

«Школа № 7 «Русская классическая школа» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, основана в 1861 году, с 2006г. носит статус русской классической школы.  Школа расположена по адресу: 390000 г. Рязань, ул. Николодворянская, д. 19/40. Школа представляет адаптивную модель образовательного учреждения, предоставляющую возможности для образования и развития учащихся с разными стартовыми возможностями, в том числе детей с ОВЗ (2% учащихся).

Контингент обучающихся, в основном, формируется из жителей Советского района (более 70%). Из-за удобного местоположения (центр города) и сложившегося за многие года авторитета школы ее выбирают учащиеся из других микрорайонов города (около 30%).  Контингент учащихся в школе – это дети, в основном, из благополучных семей, не стоящих на учете в ИПДН и КПДН.

Школа находится в центре города вблизи многих культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. Школа сотрудничает с Советом ветеранов Советского района г. Рязани, и Советом ветеранов Рязанской области, ДЮЦ «Звезда», Рязанской областной универсальной научной библиотекой имени Горького, Областной детской библиотекой, с Рязанской областной филармонией, Рязанским государственным областным художественным музеем им. И.П. Пожалостина. С 1970 г. установлены и сохраняются тесные шефские связи с РГВВДКУ им. В.Ф. Маргелова, в особенности с 5 ротой училища.

Система воспитательной работы  в Русской классической школе имеет свою отличительную специфику и строится на основе создания особого воспитательного пространства, в котором эффективно организованы условия для максимально активного приобщения личности ребенка к национальной истории, духовной культуре, народным традициям,  лучшим образцам творческого и интеллектуального труда своего народа.

Воспитание в Русской классической школе происходит в процессе обучения, во внеклассной и внеурочной деятельности, а также во взаимодействии с социумом.

В МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» воспитательная работа строится на основе принципов самоуправления, добровольности, равноправия, законности и гласности, при взаимодействии педагогов и школьников. Процесс воспитания основывается на следующих принципах:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» являются следующие:

  • стержнем годового цикла являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
  • в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • в проведении общешкольных дел поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
  • педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках направлений деятельности РДШ, школьных классов, кружков, студий, секций, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • ключевыми фигурами воспитания в школе являются классные руководители, реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции;
  • центром гражданского и военно-патриотического воспитания выступает школьный музей;
  • одной их ключевых традиций в воспитании подрастающего поколения является сотрудничество с РГВВДКУ им. В.Ф. Маргелова;
  • в продолжение лучших традиций отечественного классического образования в систему воспитания школы, которая носит статус русской классической школы, вводится этнокультурный компонент.

 

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» – общеобразовательное учреждение, ориентированное на формирование универсально образованной личности, которая овладевает основами фундаментальных наук, постигает культуру умственного труда, впитывает нормы нравственного поведения, развивает в себе чувство национального достоинства, самосознания, сопричастности к истории родной земли.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:

- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.

В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений обучающихся.

Добросовестная работа педагогических работников, направленная
на достижение поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;

- использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий
с обучающимися;

- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

- поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;

- организовывать профориентационную работу с обучающимися;

- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.

 

 

  1. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

 

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые общешкольные дела – это главные традиционные дела школы, в которых принимает участие большая часть школьников совместно с педагогической и родительской общественностью. С помощью переживания особых традиционных моментов школьной жизни учащиеся получают целостное представление об окружающем мире, позволяющее формировать самодостаточную личность, гражданина, семьянина, товарища. Гордость за свою школу, как и за свою семью, воспитывает дух патриотизма, стимулирует учеников и педагогов к формированию новых традиций, к совместному творчеству. Ключевые общешкольные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.

В МБОУ «»Школа №7 «Русская классическая школа»  организуются следующие «ключевые общешкольные дела»:

 

Уровень

Форма

Содержание

На внешкольном уровне

Социальные проекты

 

Шефская работа с 5 ротой  рязанского десантного училища

«День театра» (сотрудничество с Рязанской филармонией, театром на Соборной, театром Драмы)

«Библиоурок» (сотрудничество с областной библиотекой им. Горького, областной детской библиотекой)

Открытые дискуссионные площадки

Научно-практическая конференция «Ушинские чтения» (на базе школы)

Всероссийские и городские акции

«Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Красная ленточка», «Эко-БУМ», «Гуд-бай, батарейка» и т.п.

На  школьном уровне

Общешкольные праздники

Праздник «День знаний»

Праздничный концерт ко Дню учителя

Новогодние праздники

Дни здоровья

Дни русской культуры

Праздник «Защитникам Отечества посвящается»

Праздничный концерт ко Дню 8 марта

Торжественная церемония награждения «За честь школы»

Последний звонок

Выпускной вечер

Школьные фестивали

 «Есенинская Русь»

Дни школы

Дни России

«Русская масленица»

«Марафон Победы»

Праздники с этнокультурным компонентом

«Рождественские встречи»

«Пасхальная карусель»

Дни русской культуры

Месячники

Месячник дорожной безопасности детей

Месячник военно-патриотической работы

Разновозрастные сборы

Межсезонный детский лагерь «Космос»

Лагерь актива «Команда РДШ»

Торжественные ритуалы

Посвящение в пятиклассники

Посвящение в первоклассники

Праздник букваря

Посвящение в актив РДШ

Посвящение в волонтеров

Посвящение в юнармейский отряд «Вихрь»

Акции

Школьные акции, посвященные  различным календарным событиям, сбору вещей, направленные на помощь различным категориям граждан, создания благоприятного психологического климата в коллективе

На  классном уровне

Классные мероприятия

Классные часы, посвященные проблемам воспитания, различным событиям и памятным датам

Конкурсы декоративно-прикладного творчества, оформления класса и школы к различным праздникам

Школьные мероприятия

Участие классов в реализации общешкольных ключевых дел

Организация дела на общешкольном уровне

Школьное самоуправление

Делегирование представителей класса в Совет школы, Совет дела, в актив РДШ, в волонтерский отряд «Помогатор», в юнармейский отряд «Вихрь»

На  индивидуальном уровне

Работа классного руководителя/учителя-предметника/старшего вожатого

вовлечение каждого ребенка в ключевые дела класса в одной из возможных для него ролей

Оказание помощи в освоении навыков подготовки, проведения и анализа дел (индивидуальная, в рамках мастер-классов, коллективная – в рамках лагеря актива), индивидуальной коррекции поведения ребенка

создание условий для реализации индивидуального участия детей в конкурсах  различного уровня

Подготовка мероприятий

Вовлечение  школьников в подготовку общешкольных дел (в качестве сценариста, оформителя, постановщика)

Проведение мероприятий

Вовлечение школьников в проведение и сопровождение общешкольных  и классных дел (в качестве ди-джея, фотографа, журналиста, ведущего, исполнителя, волонтера и т.п.)

Саморазвитие

Возможность раскрытия потенциала школьника через вступление и активное участие  в деятельности Совета школы, в актива РДШ, в волонтерского отряда «Помогатор», юнармейского отряда «Вихрь».

Участие в  конкурсах декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, конкурсах талантов (музыкальный, вокальный, театральный,  танцевальный и т.п.)

Организация персональных выставок и выступлений учащихся

создание условий для реализации индивидуального участия детей в конкурсах  различного уровня

 

3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель) организует работу с коллективом, а также  индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса, а также работу с учителями-предметниками в данном классе, работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

В МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа»  эта деятельность организуется в системе.

Работа с классным коллективом:

- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

- организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а также, установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;

- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;

- сплочение коллектива класса (через игры и тренинги на сплочение
и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса);

- выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся  освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с обучающимися:

- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также (при необходимости) со школьным педагогом-психологом;

- поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, помощь в выборе профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;

- индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

- коррекция поведения обучающегося через беседы с ним,
его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным педагогом-психологом тренинги общения и мониторинги; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями-предметниками в классе:

- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания,
на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями-предметниками и обучающимися;

- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;

- привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

- привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

- регулярное информирование родителей о школьных успехах
и проблемах их обучающихся, о жизни класса в целом;

- помощь родителям обучающихся или их законным представителям
в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся;

- привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;

- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

 

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

     Под внеурочной деятельностью в рамках реализации стандартов второго поколения следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного образования.                  

      Цель внеурочной деятельности в МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.

     В своей работе при организации внеурочной деятельности школа использует оптимизационную модель, которая предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники, в том числе педагоги дополнительного образования. В школе функционируют кружки  секции, работающие на постоянной основе. В каждом классе координирующую роль выполняет учитель, классный руководитель.

В процессе организации внеурочной деятельности используется индивидуальный подход и разрабатываются индивидуальные маршруты освоения дополнительных образовательных программ. Индивидуально-ориентированный подход дает возможность школьнику действовать в зоне ближайшего развития, формирует у него желание учиться. Для многих детей – это возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

      В школе №7 при выборе курса обучающиеся и их родители руководствуются добровольным выбором тех или иных направлений внеурочной занятости. Работа объединений внеурочной деятельности организуется по разным направлениям для обучающихся 5-9 классов. При этом основой для распределения является совокупность индивидуальных маршрутов, а не отнесенность ребенка к какому-либо классу. Таким образом, внеурочная деятельность осуществляется не в рамках одного класса, а в рамках межклассных групп, сформированных из параллелей 5-9 классов. Их наполняемость – от 8 до 25 человек. С учетом вышеуказанных направлений ежегодно разрабатываются планы внеурочной деятельности ООО на текущий учебный год.

Внеурочная деятельность в МБОУ «Школа№7 «Русская классическая школа» организуется по направлениям развития личности, определяемым образовательным стандартом: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.

Спортивно-оздоровительное направление. Актуальность и востребованность курсов внеурочной деятельности и секций по этому направлению трудно переоценить. Современный школьник, чаще всего ограниченный в движении и вынужденный достаточно много времени проводить за партой или компьютером, посещающий всевозможные интеллектуальные кружки, нуждается в движении. Это важно и для его здоровья, и для сохранения и поддержания положительных эмоций.

В рамках реализации этого направления обучающимся школы предлагаются различные внеурочные курсы спортивной направленности (разрабатываются на текущий год).  Кроме того, в школе на постоянной основе действуют секции по волейболу, баскетболу, стрельбе из пневматического оружия.

Духовно-нравственное направление. В рамках этого направления осуществляется социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную. В рамках данного направления обучающимся предлагаются различные курсы внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности (разрабатываются на текущий год), в том числе курс «ОДКНР».

Общекультурное направление. Оно направлено на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. В школе оно представлено различными курсами внеурочной деятельности (разрабатываются на текущий год). В школе работают кружки по актерскому мастерству и хореографии.

Интеллектуальное направление. Данное направление базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. В рамках этого направления обучающимся предлагаются различные курсы (разрабатываются на текущий год).  

Социальное направление. Оно направленно на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде, на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность. Данное направление представлено курсами «Школа молодого вожатого», «Основы волонтерства», «Технология воспитательной деятельности», а также другими курсами, которые разрабатываются на текущий год.  

Каждое направление внеурочной воспитательной работы и ее тематическое наполнение направлено на обогащение опыта коллективного взаимодействия ребенка в различных видах деятельности. Это, без сомнений, дает колоссальный воспитательный эффект в целом.

 

3.4. Модуль «Школьный урок»

     В МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» важно единение учебного и воспитательного процесса. Воспитательный потенциал урока реализуется через развитие духовно-нравственного потенциала личности ученика, организацию работы с воспитывающей информацией, привлечение внимания к нравственным проблемам и моментам, связанным с содержанием урока, превращение знаний в объекты эмоционального переживания.       Школьный урок должен не только давать учащимся знания, формировать умения, но и реализовывать воспитательные цели и задачи – личностное развитие школьников.

Педагогический состав школы стремится создать в своем учебном заведении гибкую, взаимопроникающую среду обучения и воспитания. Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

- привлечение внимания школьников к ценностному, духовно-нравственному, социально значимому аспекту изучаемых на уроках тем, тем, явлений, инициирование обсуждения, выработка правильного отношения к предмету обсуждения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих учебных материалов, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения, демонстрационных материалов, сообщения;

- важным механизмом реализации воспитательного потенциала являются уроки, проводимые и вне стен школы, использование пространства окружающего социума;

- проведение специально разработанных, событийных уроков, посвящённых датам и событиям, в том числе и в школьном Музее Боевой славы;

- использование различных форм уроков (диспутов, семинаров и т.д.), интерактивных форм работы учащихся, например интеллектуальных игр;

- организацию соответствующей проектной деятельности, инициирование исследовательской деятельности;

- использование методики развивающего обучения, образовательных ресурсов для усиления воспитательного потенциала уроков;

- подключение к школьным урокам и занятий внеурочной деятельности.

Мероприятия

Результат

Содержание

Для педагогов

Формирование рабочих групп учителей-предметников  по созданию проектов «От вооружения знаниями на уроке к формированию личности ученика»

Проекты

Открытые заседания творческих групп учителей

Проведение школьного мониторингового исследования «Воспитательный потенциал уроков»

Аналитическая справка

Школьный семинар по теме и результатам исследования

Разработка инвариантных модулей

 -«Школьный музей – школьным урокам»,

-«Воспитательный потенциал традиций Русской классической школы, преемницы рязанской 2-ой мужской гимназии (1871год основания)

-«Межпредметные связи воспитательного потенциала учебных предметов»

Разработка рекомендаций использования на уроках

 

-воспитательного потенциала материалов школьного музея,

 

-воспитательного потенциала истории школы и её традиций,

 

реализации межпредметных связей

Создание буклетов в помощь учителям, электронной базы с  рекомендациями

 

Педагогический совет «Воспитательный потенциал школьных уроков»

Разработка  Дорожной карты открытых уроков по содержанию Модулей

Дорожная карта открытых уроков

 

Проведение внутреннего мониторинга

 

Реализации дорожной карты

Взаимопосещение уроков, итоговые семинары по результатам открытых уроков, организация тематических предметных недель

Проведение тематических недель

Тематические недели

Пополнение школьной методической медиатеки

Помощь школьного психолога «Как психологически объединить образовательные и воспитательные цели урока»

 

 

 

Разработка рекомендаций школьного психолога

Выступление школьного психолога на педсовете

Использование визуальных образов

Предметно-эстетическая среда, наглядность школьных стендов, стенных газет предметной направленности

Беседы возле стендов,

Написание сочинений по материалам стендов итд

IT-практики в уроке воспитательного характера

Рекомендации учителя информатики

Консультации для учителей

Разработка проекта «Возможности школьной библиотеки для реализации воспитательного потенциала уроков»

Тематический каталог для учителей

Библиотечные уроки для методических объединений учителей-предметников

Для учащихся

Образовательные игры для организации полипредметных погружений

Повышение мотивации учащихся к успешности в учении

Квест со станциями,

уроки-лаборатории и т.п.

Полипредметные декады

Объединение фактических материалов уроков с эмоционально-ценностным отношением к ним

Активизация участия учащихся в предметных неделях

Специально разработанные занятия в школьном музее

Интерактивный формат занятий в музее

Выполнение учащимися различных работ по материалам школьного музея

Проведение учебно-воспитательных мероприятий

Личностно-ориентированный образовательный процесс

Литературные вечера, интеллектуальные игры, заседания клубов, конкурсы и т.д.

Использование воспитательного потенциала школьного театра

Объединение учебных тем уроков и воспитательных задач

Инсценировки, школьные спектакли, театрализованное  участие в школьных мероприятиях

Использование воспитательного потенциала школьной библиотеки

Тематические каталоги для учащихся

Серия библиотечных уроков

Использование технологии «Портфолио»

Соответствующее содержание ученических портфолио

Презентация лучших портфолио учащихся

 

3.5. Модуль «Самоуправление»

Самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа». Поддержка детского самоуправления  в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Обучающиеся  имеют возможность реализовывать свои инициативы, принимать участие в управлении делами школы, класса, а также несут определённую ответственность за свои решения и результат работы. Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера. При условии работы в коллективе формируется чувство товарищеской взаимопомощи и организаторские качества личности, стремление к самовоспитанию и саморазвитию. На всех уровнях детского самоуправления обучающийся приобретает важный для своего личностного развития социальный опыт: организовать свою и чужую деятельность,  распределять силы и ресурсы, нести ответственность за выполнение поручений, достигать намеченных целей, планировать свою и чужую работу, анализировать ее и подводить итоги, работать в команде. Важно, что каждый обучающийся школы может реализовать свое право принимать участие в органах ученического самоуправления.

В МБОУ «»Школа №7 «Русская классическая школа»  детское самоуправление  организуются следующим  образом:

 

Уровень

Направления работы

На внешкольном (городском и региональном) уровне

Участие в конкурсах лидеров ученического самоуправления («Своя позиция», «Лидер XXI века»)

Представление опыта работы на конференциях и слётах

На школьном уровне

Деятельность Совета школы

Работа школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий

Работа школьного пресс-центра, отвечающего за освещение школьных дел в социальных сетях и  информационную деятельность на стендах школы

Собрание советов дела для планирования и реализации школьных мероприятий

Помощь в разработке плана воспитательной работы школы

Организация лагеря школьного актива «Команда РДШ»

На классном уровне

Выборы  в органы самоуправления класса, в Совет школы

Деятельность в составе выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса

распределение обязанностей между обучающимися при участии в конкурсах и мероприятиях

На индивидуальном уровне

Участие в планировании, организации и анализе проведенных общешкольных, внешкольных, классных дел

Участие в работе профильных отрядов и органов самоуправления класса и школы

Обсуждение и принятие наиболее удачных идей для реализации мероприятий в классе и коллективе

Реализация школьниками их личностных и творческих качеств

 

 

3.6 Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» по профориентационному направлению включает в себя:

- профессиональное просвещение обучающихся;

- диагностику и консультирование по проблемам профориентации,

- организацию профессиональных проб обучающихся.

Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд
в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;

- организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты
в области профориентации и где обучающиеся могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки; 

- совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;

- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;

- индивидуальные консультации педагога-психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или
в рамках курсов дополнительного образования. 

 

3.7. Модуль «Работа с родителями»

Одной из задач воспитания в МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» является организация работы с семьями школьников, их родителями и законными представителями, направленная на совместное решение проблем личностного развития детей. Современная семья является институтом социализации личности обучающихся, поэтому при планировании работы необходимо учитывать психологические особенности современных родителей, а также особенности родительского контингента школы по возрасту, образованию, количеству детей, социальному статусу. Большую роль при этом играют традиции школы. Так, в школе №7 обучаются дети многих выпускников школы, выпускников рязанского десантного училища, шефов школы, что оказывает определенное воздействие на отношение к школе со стороны родительской общественности, к ее педагогическим требованиям, устоям и традициям.

 В МБОУ «Школа№7» работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих  видов и форм деятельности:

 

Уровень

Форма

Содержание

На школьном уровне

Попечительский совет школы

Участвует в управлении образовательной организацией

Общешкольный родительский комитет

Помогает в решении вопросов воспитания и социализации обучающихся

Совет отцов

Помогает в решении вопросов воспитания обучающихся

Общешкольные родительские собрания

Обсуждение наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся

Семейный всеобуч

Встреча с  психологами, врачами, социальными работниками с целью получения рекомендаций и советов в деле воспитания обучающихся

На классном уровне

Тематические родительские собрания

Получение и анализ новой информации об актуальных задачах развития детей

Родительский тренинг

Активная форма работы с родителями, направленная на формирование ценностной сферы родителей и переосмысление имеющегося опыта воспитания

 Группы в соцсетях «Родители + классный руководитель»

Обсуждение интересующих вопросов, эмоциональная поддержка, обмен  опытом в деле воспитания детей

На индивидуальном уровне

Индивидуальные консультации с педагогом или педагогом -психологом

Обмен мнениями, согласование позиций, совместный поиск решения проблем

Участие родителей в педагогических консилиумах

Помощь в решении острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося

Участие родителей в общешкольных и внутриклассных воспитательных мероприятиях

Помощь родителей в организации общешкольных и внутриклассных мероприятий и дел

 

 

 

3.8. Модуль «Детские общественные объединения»

Детские общественные объединения,  действующее на базе школы,  - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях (ст. 5).

Различные виды детских общественных организаций, существующих в МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа», помогают детям в подготовке и реализации общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт, направленный на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.

В МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа»  ведут активную деятельность следующие детские общественные объединения:

 

№ п/п

Название общественного объединения

Направление работы

1

Первичное отделение «Наследники» Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»

·        Гражданская активность (работа в школьном музее Боевой славы (актив музея)

·        Военно-патриотическое направление (организация мероприятий, связанных с датами истории России (дни воинской славы, дни памяти)

·        Информационно-медийное направление

·        Личностное развитие  (организация смен лагеря «Лига актива» для привлечения новых активистов и обучения их различным навыкам)

1.1

Волонтерский отряд «Помогатор»

·        Социальное волонтерство (помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: детям-сиротам, инвалидам, многодетным семьям, учителям-ветеранам школы)

·        Экологическое волонтерство (участие в субботниках и уборках территории, сбор батареек, макулатуры и пластиковых крышек, работа по привлечению учащихся к раздельному сбору мусора)

·        Культурное волонтерство (участие в буккроссинге, работа по популяризации культуры и искусства среди учащихся)

·        Событийное волонтерство (помощь в организации  мероприятий муниципального, регионального и всероссийского уровней)

1.2

Пресс -центр «SevenUp»

·        редколлегия (оформление информационных плакатов для школьных стендов)

·        Информационная активность в социальных сетях (страницы школы ВКонтакте, Instagram,TikTok)

·        освещение актуальных тем и событий школьной жизни

·        налаживание контактов с социальными партнерами и другими школами

·        проведение и участие в конкурсах, флешмобах и пр.

2

Отряд «Вихрь» всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»

Ÿ  организация мероприятий военно- патриотической направленности;

Ÿ  начальная военная подготовка;

Ÿ  занятия военно- прикладными видами спорта

Ÿ  организация Поста № 1 в школе, у «Вечного огня»

Ÿ  оформление Боевого листка

3

Отряд юных инспекторов движения «Безопасная дорога»

·        Пропагандистская деятельность (разъяснительная работа для детей младшего школьного и подросткового возраста по вопросам безопасного поведения на улицах и дорогах посредством проведения бесед, викторин, игр, создания агитбригад, а также через создание и использование наглядной агитации безопасного поведения участников дорожного движения)

·        Информационная деятельность (направлена на информирование участников образовательного процесса о проблемах детского дорожно-транспортного травматизма и основах безопасного поведения на улицах и дорогах)

·        Участие в конкурсах

 

В МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа»  деятельность в рамках модуля «Детские общественные объединения» осуществляется следующим образом:

 

Уровень

Форма

Содержание

На внешкольном уровне

Социальные проекты

Сотрудничество с РГУ имени С.А. Есенина

·        Участие в мероприятиях

·        Организация мастер-классов и обучения

·        Проведение совместных мероприятий

·        Проект «Школа молодого вожатого»

Конкурсы

Участие в конкурсах различных уровней по направлениям деятельности организаций

Открытые дискуссионные площадки

Участие в слетах и конференциях

На  школьном уровне

Общешкольные мероприятия

«Посвящение в первоклассники»

Линейки ко Дням воинской славы и Дням памяти

Пост №1

«Прощание с букварем»

«Космический десант»

Месячники

Месячник дорожной безопасности детей

Месячник военно-патриотической работы

Разновозрастные сборы

Лагерь актива «Команда РДШ»

Торжественные ритуалы

Посвящение в актив РДШ

Посвящение в юнармейский отряд «Вихрь»

Акции

Школьные акции, посвященные  различным календарным событиям, сбору вещей, направленные на помощь различным категориям граждан, создания благоприятного психологического климата в коллективе

 

Информационная работа

Рекламирование деятельности детских общественных объединений

На  классном уровне

Сфера активности классов

Распределение между классами направлений активности, работа по направлениям

Школьное самоуправление

Делегирование представителей класса   в актив РДШ, в волонтерский отряд «Помогатор», в юнармейский отряд «Вихрь», в актив музея, в школьный пресс-центр.

На  индивидуальном уровне

Работа классного руководителя/учителя-предметника/старшего вожатого по привлечению детей в школьные организации

вовлечение каждого ребенка в одну из форм деятельности по направлениям активности школы

Помощь в оформлении, сборе документов для вступления в одну из общественных организаций

Индивидуальное участие в мероприятиях 

Участие школьников в качестве представителей своего объединения в мероприятиях различного уровня

Саморазвитие

Возможность раскрытия потенциала школьника через вступление и активное участие  в деятельности школьных организаций

Участие в  конкурсах

 

3.9. Модуль «Школьный музей»

Школьный музей         является структурным подразделением МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа»  и действует на основе Конституции РФ, Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации», «Положением о музее».

Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных экспонатов, документов, памятников истории, материалов  об истории школы и истории Великой Отечественной войны, ветеранах педагогического труда, выдающихся выпускниках школы, выпускниках и учителях школы,  участниках Великой Отечественной войны, шефах-десантниках, курсантов 5 роты РГВВДКУ имени генерала армии В.Ф. Маргелова, вооруженных силах РФрязанского десантного училища, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

Основными направлениями деятельности являются просветительская, организационно-массовая, учебно-воспитательная, поисково-исследовательская. Музей курирует шефскую работу курсантов рязанского десантного училища, активно занимается военно-патриотической работой в школе.

Школьный музей  – это центр военно-патриотического воспитания школьников, развивающий активность, самодеятельность учащихся. Патриотическое воспитание на базе школьного музея представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, руководителя музея, актива музея по формированию у учащихся школы любви к Отечеству и верности ему. Деятельность музея способствует нравственному воспитанию учащихся, привлечению детей и взрослых к историческому наследию своего края, города, школы. Она ориентирована на все возрастные группы учеников школы, формируя патриотическое сознание учащихся, гражданскую ответственность за судьбу страны, края, города, школы, семьи.

В МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа»  деятельность в рамках модуля «Школьный музей» организуется следующим образом:

   

Уровень

Форма

Содержание

На внешкольном уровне

Социальные проекты

Проект «5+7» (Шефская работа с 5 ротой  рязанского десантного училища)

Открытые дискуссионные площадки

Выступление на основе материалов музея на различных мероприятиях, конференциях военно-патриотической направленности, организация на базе музея мероприятий различного уровня (круглый стол по патриотическому воспитанию)

Муниципальные, региональные, федеральные конкурсы

Участие в конкурсах научно-исследовательских и творчеких работ на основе материалов музея («Школа живет выпускниками», «Школьный музей» и т.п.)

Городские выставки и музейные экспозиции

Предоставление экспонатов музея для организации городских выставок (Областная библиотека имени Горького, Музей истории ВДВ)

Экскурсионная деятельность

Организация экскурсий для учащихся других школ, студентов колледжей и вузов,  курсантов РВВДКУ имени В.Ф. Маргелова  и т.д.

На школьном уровне

Экскурсионная деятельность

Организация тематических экскурсий для обучающихся к Дням воинской славы, Дням памяти, календарным и историческим событиям, по экспозициям музея (День Памяти выпускника школы Д. Асеева, День Героев Отечества, 80 лет с начала Великой отечественной войны, Рязанское десантное училище)

Общешкольные мероприятия военно-патриотической направленности

Организация линеек Памяти, пятиминуток, тематических вечеров,  посвященных выпускникам и учителям школы, десантникам, истории школы

Общешкольные конкурсы военно-патриотической направленности

Конкурсы проектов, творческих работ, рисунков, открыток, посвященных выпускникам и учителям школы, десантникам, истории школы (Конкурс проектов о выдающихся учителях и выпускниках школы «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»)

Месячник военно-патриотической работы

Организация серии мероприятий (линейки, тематические вечера, викторины, круглые столы, военно-спортивные игры, конкурс чтецов, конкурс рисунков, поделок , военных песен и т.п.) в 3 четверти, направленных на сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, о локальных войнах, на формирование знаний о вооруженных силах РФ.

Поисково-исследовательская деятельность

- Работа с документами о выпускниках и учителях школы, истории школы, о событиях Великой Отечественной войны и локальных войнах.

-написание научно-исследовательских работ для  участия в конкурсах военно-патриотической направленности.

- поддержание и налаживание контактов (встречи, переписка) с выпускниками и учителями школы, ветеранами Великой Отечественной войны, офицерами, выпускниками 5 роты 

Тематические встречи

Организация встреч военно-патриотической направленности с интересными людьми, военнослужащими, Героями РФ, ветеранами Великой Отечественной войны, представителями Советов Ветеранов и т.п.

Актив музея

Организация деятельности актива музея по различным направлениям

На классном уровне

Уроки истории, интегрированные уроки

Проведение урока на материалах школьного музея, на базе музея, совместно с руководителем музея

Тематический классный час

Организация классного часа военно-патриотической направленности на базе музея,  с приглашением руководителя музея/актива музея в класс, на основе экспонатов музея.

Актив музея

Выборы в актив музея

Поисковая деятельность

Организация научно-исследовательской, поисковой групповой работы в рамках конкурсных заданий, проектной деятельности

На индивидуальном уровне

Актив музея

Индивидуальное участие в организации деятельности музея по различным направлениям

Поисковая деятельность

- Участие в индивидуальной научно-исследовательской, поисковой работе в рамках конкурсных заданий, проектной деятельности

- расширение музейного фонда за счет экспонатов военно-патриотической направленности из личных архивов учащихся и выпускников школы

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
    ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой воспитательной работы в МБОУ «Школа № 7 «Русская классическая школа» осуществляется с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами школы с привлечением (при необходимости) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися  и педагогическими работниками; 

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися  деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.

 

Основные направления анализа, организуемого в школе воспитательного процесса

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или Педагогическом Совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

  1. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или Педагогическом Совете школы.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;

- качеством профориентационной работы школы;

- качеством работы школьных медиа;

- качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

 

 

Календарный план воспитательной работы

основного общего образования

МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа»

на 2021-2022 учебный год

 

 

Ключевые общешкольные дела

 

Дела

Классы

Ориентировочное время проведения

Ответственные

Торжественная линейка

«День знаний»

5-9

01.09.2021

Коняева Т.А.

Месячник безопасности дорожного движения (профилактические акции, инструктажи, классные часы, составление индивидуальных схем безопасного маршрута «Дом- школа - дом»)

5-9

 

сентябрь

 

Классные руководители

Праздник ко Дню учителя

5-9

октябрь

 Коняева Т.А., Харьков А.И., Солнцева Ю.А., педагоги ДО

Школьный музыкальный фестиваль имени братьев Пирогов

5-9

октябрь

 Коняева Т.А., Солнцева Ю.А., Шестакова Г.Н.,

кл. рук.

Школьный фестиваль «Есенинская Русь»

5-9

октябрь

 Коняева Т.А., Солнцева Ю.А.,

МО литературы,

кл. рук.

Дни школы

5-9

ноябрь

 Коняева Т.А., Харьков А.И., Солнцева Ю.А., педагоги ДО

День матери

5-9

ноябрь

Классные руководители

Дни России

5-9

декабрь

 Коняева Т.А., Гарамова С.Г.,

Солнцева Ю.А.,

кл. рук.

Новогодняя декада

5-9

декабрь

 Коняева Т.А., Харьков А.И., Солнцева Ю.А., педагоги ДО

Кл. рук.

Тематическая неделя «Рождественские встречи»

5-9

январь

Шишкина Т.Д.

Кл. рук.

Дни здоровья

5-9

в течение года

Учителя физической культуры

Месячник военно-патриотической работы

5-9

янв./февр.

 

 Коняева Т.А., Гарамова С.Г.,

Солнцева Ю.А.,

кл. рук.

Праздник «Защитникам Отечества посвящается»

5-9

февраль

 кл. рук.

Праздничный концерт ко Дню 8 марта

5-9

март

 Коняева Т.А., Харьков А.И., Солнцева Ю.А., педагоги ДО

«Русская масленица»

5-9

март

Солнцева Ю.А.

Дни науки

5-9

апрель

Теремецкая Е.А.

Торжественная церемония награждения

«За честь школы»

5-9

апрель

Теремецкая Е.А., Коняева Т.А., Солнцева Ю.А.,

Кл. руководители

Экологические акции «Добрые крышечки», «ЭкоБУМ», «Good-bye, батарейка»

5-9

апрель

Солнцева Ю.А.,

классные руководители

Праздник светлого Христова Воскресения

5-9

апр./май

Коняева Т.А., Солнцева Ю.А.,

Кл. руководители

Дни Победы «Марафон Победы»

5-9

Апрель - май

Коняева Т.А., Солнцева Ю.А.,

Кл. руководители

Вахта Памяти на Посту №1

Члены юнармейского отряда

май

Иванов Д.И.

Выпускной вечер

 9

июнь

Коняева Т.А.,

Харьков А.И.,

Солнцева Ю.А.,

Кл. рук.9 кл.

 

Работа с родителями

 

Дела, события, мероприятия

Родители классов

Ориентировочное время проведения

Ответственные

Родительские

собрания,

посвящённые

началу учебного

года (онлайн)

5-9

1-я неделя сентября

Классные

руководители

Тематические общешкольные  родительские

собрания,

посвящённые

актуальным вопросам в сфере образования и проблема в школьной среде

5-9

1 раз в семестр

Коняева Т.А.,

Классные

руководители

Классные родительские собрания

5-9

1 раз в четверть

Классные руководители

Родительский всеобуч: «Адаптация детей к обучению в среднем звене», «Профилактика прививок», «Мы за «ЗОЖ», «Профессиональное самоопределение подростка», «Подготовка к ГИА»

5-9

1 раз в четверть

Классные руководители, педагог-психолог

Заседание попечительского совета школы

5-9

ноябрь

Черваков Н.Н., классные

руководители

Работа

психологической и

социальной

службы школы по

оформлению

запросов для

индивидуальной

работы с

учащимися

5-9

В течение года

Гаврилова И.Н., кл.рук.

Участие в

общегородских

родительских

онлайн-собраниях и конференициях

5-9

По необходимости

Коняева Т.А., Классные

руководители

Участие в школьных проектах "Нашей школе - 150!"

5-9

сентябрь - ноябрь

Коняева Т.А., Солнцева Ю.А., классные руководители,

Подготовка к новогодним праздникам: украшение кабинетов, коридоров, создание новогодних фотозон

5-9

3 неделя декабря

Классные руководители

Акция «Братья

наши меньшие»

(Сбор кормов для

животных, содержащихся в приютах)

5-9

3-я неделя февраля

Солнцева Ю.А.

Классные руководители

Участие в городских

экологических

акциях «Гуд-бай, батарейка» и "Добрые крышечки"

Родители (1-11 классы)

1-я неделя апреля

Солнцева Ю.А.

Классные руководители,

Всероссийская акция «Бессмертный полк»

 

Желающие (5-9 классы)

9 мая

Солнцева Ю.А., классные руководители

Родительские

собрания,

посвящённые

окончанию

учебного года

5-9

3-я неделя мая

Классные

руководители

Выпускной вечер

 

9

Май, июнь

Администрация школы,

классные руководители

Информационное оповещение через школьный сайт

5-9

В течение года

Администрация школы

Информационное оповещение через группы в соц.сетях

5-9

В течение года

Классные руководители

 

Профориентация

 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное время проведения

Ответственные

Проведение тематических классных часов профориентационной направленности

5-9

В течение года

Классные руководители

Организация встреч с представителями сузов, центров профподготовки

9

В течение года

Гаврилова И.Н.

 

Экскурсии на предприятия города

5-9

В течение года

Классные руководители

Диагностические исследования: Мониторинг профессиональных намерений

5-9

ноябрь, апрель

Гаврилова И.Н.

Участие во Всероссийских онлайн-уроках «Проектория»

5-9

В течение года

Гаврилова И.Н., Трофимов Р.В., Классные руководители

Участие во Всероссийском проекте «Билет в

будущее»

5-9

В течение года

Гаврилова И.Н., Трофимов Р.В., Классные руководители

 

Самоуправление

 

Дела, события, мероприятия

Классы

Ориентировочное время проведения

Ответственные

Выборы органов классного ученического самоуправления

5-9

сентябрь

Классные руководители

Формирование

Совета школы

5-9

сентябрь

Солнцева Ю.А.,

Кл. руководители

Участие в организации общешкольных ключевых дел, акций, обсуждении локальных актов 

5-9

В течение года

Солнцева Ю.А.

День самоуправления

5-9

октябрь

Солнцева Ю.А.

Организация дежурства по школе

5-9

В течение года

Коняева Т.А.,

Кл. руководители

Собрание Совета дела, Совета школы, актива школьного пресс-центра, волонтерского отряда

5-9

По необходимости в течениие года

Солнцева Ю.А.

Подготовка вожатых для сезонных смен в школьном лагере «Космос», в школьном сезонном лагере актива

8-9

в течение года

Солнцева Ю.А.

Организация школьных сезонных смен лагеря актива

5-9

Осенние, весенние каникулы

Солнцева Ю.А.

Проект «Рука в руке» (забота о младших)

- Организация подшефной работы учащихся средних и старших классов с учащимися младших классов:

-Помощь активистов  РДШ и волонтерского отряда учителям и классным руководителям во внеучебной деятельности

5-9

в течение года

Солнцева Ю.А.

 

Школьный музей

(согласно плану работы школьного музея на 2021-2022 уч.г.)

 

 

Классное руководство

(согласно индивидуальным планам работы

классных руководителей на 2021-2022 уч.г.)

 

 

Курсы внеурочной деятельности

(согласно плану внеурочной деятельности учащихся на 2021-2022 уч.г.)

 

 

Школьный урок

(согласно индивидуальным планам работы учителей-предметников,

плану научно-методической работы на 2021-2022 уч.г.)

 

 

Детские общественные объединения

(согласно индивидуальным планам работы на 2021-2022 уч.г.:

·        первичного отделения РДШ «Наследники»,

·        волонтерского отряда «Помогатор»,

·        юнармейского отряда  «Вихрь»,

·        пресс-центра «SevenUp»

·        отряда юных инспекторов дорожного движения «Безопасная дорога»)