Пояснительная записка
План мероприятий по профессиональной ориентации школьников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №7 «Русская классическая школа» составлен в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по профессиональной ориентации школьников, начиная с младших классов, и привлечению к этой работе родителей, разработанного Министерством образования Рязанской области совместно с Министерством труда и занятости населения Рязанской области, приказом управления образования и молодёжной политики администрации города Рязани №04/1-01-692 от 12 сентября 2014 года «Об утверждении плана мероприятий по профессиональной ориентации школьников, начиная с младших классов, и привлечению к этой работе родителей на 2014-2015 учебный год», Распоряжения Правительства Рязанской области от 03.08.2018 N 366-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на развитие системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся в общеобразовательных организациях Рязанской области, на 2017 - 2020 годы».
Реализация Плана предусматривает активное участие педагогических работников школы, родителей учащихся, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы и средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
В личностном смысле профориентация - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа»» профориентационная работа проводится под руководством директора заместителями по воспитательной работе, классными руководителями, психологом, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.
Цель профориентационной работы
Создание условий для профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности
профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы
- ·Получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения.
- ·Обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, элективных курсах и в воспитательной работе.
- ·Оказать дополнительную поддержку некоторым группам школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это «трудные», дети из неблагополучных семей).
- ·Выработать гибкую систему кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.
Основные направления профориентационной работы
- · Профессиональная информация
- · Профессиональное воспитание.
- · Профессиональное консультирование.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.
Методы профориентационной работы
- · Наблюдение за деятельностью и развитием учащихся.
- · Изучение результатов учебной и внеучебной деятельности учащихся.
- · Анкетирование.
- · Тестирование
- · Составление психолого-педагогических характеристик.
Формы профориентационной работы
- · Уроки
- · Экскурсии
- · Классные часы
- · Встречи со специалистами
- · Профессиографические исследования
- · Родительские собрания
- · Творческие конкурсы
Принципы профориентационной работы
- · Систематичность и преемственность: профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
- · Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
- · Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
- · Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
- · Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании
- Организационная работа в школе
№ пп |
мероприятие |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. |
Назначение ответственного за организацию и проведение профориетационной работы в школе |
август |
директор |
|
2. |
Изучение и формирование нормативно-правовой базы по организации профориетации школьников |
август |
зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог |
|
3. |
Составление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год
|
август |
зам. директора по ВР |
|
4. |
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9 и11 классов) |
сентябрь |
зам. директора по УР, социальный педагог |
|
5. |
Анкетирование учащихся 9-х классов с целью определения профиля обучения |
Ежегодно |
Педагог-психолог, классные руководители |
Учащиеся 9 классов |
6. |
Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации и трудовому обучению. |
В течение года |
Библиотекарь |
|
7. |
Оформление стенда «Выбирая профиль, выбираем профессию» и профориентационных уголков в классах |
Сентябрь-октябрь |
социальный педагог, классные руководители |
|
8. |
Участие в мониторинге организации профориентационной работы в ОУ |
В течение года |
зам. директора по ВР |
|
2.Создание системы социально-психологической диагностики,
направленной на выявление склонностей и способностей учащихся.
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. |
Диагностический блок - 4-5-е классы (ГИТ-групповой интеллектуальный тест); - 8-9 классы (Опросник «Определение профессиональных склонностей» методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной, Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной) Тест структуры интеллекта Амтхауэра, «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда) |
Апрель
Май
В течении года
|
Педагог-психолог |
Учащиеся 4-5 классов
учащиеся 8-9 классов
|
2. |
Анкетирование учащихся с целью определения запроса на факультативные занятия и предметные кружки. Оказание помощи учащимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей |
Май – Сентябрь
|
Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники |
по запросу |
3. |
Знакомство с результатами диагностики ДОУ при приеме в школу |
Сентябрь-октябрь |
Педагог-психолог, классные руководители |
в соответствии с заявлениями |
- Осуществление профориентации через систему обучения.
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. |
Знакомство с различными профессиями при изучении тем школьного курса |
В течение года |
Учителя -предметники |
учащиеся 1-11 классов |
2. |
Определение своей роли в индивидуальной программе допрофессионального развития учащихся и планирование деятельности |
в течение года |
учителя предметники |
педагоги школы
|
- Осуществление профориентации
через внеурочную деятельность по предмету.
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. |
Организация факультативных занятий и работы предметных кружков |
Сентябрь
|
Администрация |
учащиеся 1-11 классов |
2. |
Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников |
сентябрь-октябрь
|
Зам. директора по УМР, МО |
учащиеся 5-11 классов |
3. |
Проведение интеллектуального марафона |
ноябрь
|
Зам. директора по ВР |
учащиеся 5-6 классов |
4. |
Проведение предметных недель |
в течение года |
Руководители МО |
учащиеся 5-11 классов |
5. |
Организация работы НОУ -научного общества учащихся |
в течение года |
МО, зам. директора по УР |
учащиеся 5-11 классов |
6. |
Проведение научно-исследовательских конференций учащихся 9 – 11 классов |
апрель |
зам. директора по УР |
учащиеся 5-11 классов |
7. |
Участие в городских научно-исследовательских конференциях |
В течение года |
зам. директора по УР |
группа учащихся 5-11 классов |
8 |
Организация профессионального обучения учащихся 8-11 классов по специальностям в МБУ ДО «Межшкольный учебный центр города Рязани» |
В течение года |
социальный педагог |
учащиеся 8-11 классов |
- Работа классных руководителей по профориентации учащихся.
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. |
Работа по индивидуальной программе допрофессионального развития учащихся (вовлечение в кружки, занятия внеурочной деятельности) |
в течение года |
классные руководители |
учащиеся 1-11 классов |
2. |
Проведение тематических классных часов «Мир профессий» |
В течение года |
Классные руководители 1-11-х классов |
учащиеся 1-11 классов |
3. |
Проведение классных мероприятий «Профессии наших родителей» |
В течение года |
Классные руководители 5-8-х классов |
учащиеся 1-11 классов |
4. |
Организация мероприятий с использованием игровых профориентационных материалов «НАВИГАТУМ» |
В течение года |
Классные руководители 1-11-х классов |
учащиеся 1-11 классов |
5. |
Организация и проведение встреч с людьми различных профессий «Мое место в государстве» |
В течение года |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
1-11 классов |
6. |
Организация и проведение экскурсий на предприятия, где работают родители |
В течение года |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
учащиеся 1-11 классов (826человек) |
7. |
Экскурсии на предприятия города. |
В течение года |
Социальный педагог, классные руководители 9-11 классов. |
учащиеся 9-11 классов
|
8. |
Организация экскурсий и встреч со специалистами “Центра занятости населения”. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, социальный педагог |
учащиеся 9,-11 классов
|
9. |
Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений |
В течение года |
Социальный педагог, классные руководители 9-11 классов |
учащиеся 9-11 классов
|
10. |
Обеспечение участие старшеклассников в ярмарках вакансий и учебных мест для учащихся ОУ, с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда. включая экспресс-тестирование их профессиональных склонностей |
Ноябрь, март, апрель |
Социальный педагог, классные руководители |
учащиеся 9-11 классов
|
11. |
Работа по созданию портфолио выпускников школы |
постоянно |
Классные. руководители, педагог-психолог. |
учащиеся 1-11 классов |
11. |
Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.). |
В течение года |
Классные руководители |
учащиеся 1-11 классов |
- Система общешкольных внеклассных мероприятий
по профориентации учащихся.
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. 1. |
Совместные мероприятия учащихся с курсантами 5 роты РВВДКУ |
В течение года |
Зам директора по ВР |
учащиеся 1-11 классов |
2. 2. |
Уроки мужества "Есть такая профессия Родину защищать" для учащихся 5-11 классов |
февраль |
Зам.директора по ВР, Классные руководители, |
учащиеся 1-11 классов |
3. 4. |
Конкурсы рисунков и сочинений «Профессия моих родителей» |
Февраль-март |
Учителя русского языка, ИЗО |
учащиеся 1-8 классов
|
4. 5. |
Оформление календаря профессиональных праздников на стенде школы |
в течение года |
социальный педагог |
учащиеся 1-11 классов |
5. 6. |
Празднование «Дня учителя»: а) выпуск газет, посвященных «Дню учителя»; б) конкурс сочинений «Учитель в моей жизни»; в) проведение Дня самоуправления; г) праздничный концерт «Учитель! Как много в этом слове…»; е) конкурсы рисунков: - «Моя школа»; - «Портрет моего учителя» |
октябрь |
Зам. директора по ВР, Классные руководители, актив школьного самоуправления, учащиеся
|
учащиеся 1-11 классов |
6. |
Организация просмотра Всероссийских открытых уроков профессиональной навигации для школьников 8-11 классов проектов «ПроеКТОриЯ», «Zaсобой».
|
в течение года |
социальный педагог, классные руководители |
учащиеся 8-11 классов |
7. |
Организация профориетационного тестирования он-лайн.
Участие в Всероссийском тестировании по профориентации «Zaсобой». |
в течение года сентябрь |
социальный педагог, классные руководители |
учащиеся 6-11 классов
учащиеся 9- классов |
- Оказание помощи родителям по выявление склонностей и способностей ребенка и его профессиональному самоопределению
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. |
Индивидуальные консультации для родителей по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов “Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”. |
В течение года |
Классные руководители, педагог-психолог. |
Родители учащиеся 8-11 классов
|
2. |
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и учебные заведения. (хлебозавод, музей Скопинской керамики, Окский заповедник. фабрика новогодних игрушек , Коломенской фабрики пастилы и др.) |
В течение года |
Классные руководители. |
родители учащиеся 1-11 классов |
3. |
Классные родительские собрания с учащимися и их родителями по параллелям: - Встреча с представителем института довузовской подготовки РГУ |
В течение года
|
Классные руководители, социальный педагог |
родители учащихся 9-11 классов |
4. |
Ознакомление родителей с результатами психологической диагностики по выявлению склонностей и способностей ребенка |
второе полугодие, по запросу |
Педагог-психолог, классные руководители 9 классов |
родители учащихся 9 классов
|
- Работа социально-психологической службы школы по профориентации школьников «группы риска».
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. |
Организация проведения элективного курса по предпрофильной подготовке «Навигатор в мире профессий» |
В течение года |
Педагог-психолог |
учащиеся 9 классов
|
2. |
Информирование учащихся ОУ о - положении на региональном рынке труда; - специфике работы и уровне оплаты труда по профессиям, востребованным на региональном рынке труда; - возможностях профессионального обучения по выбранной профессии; - возможностях трудоустройства по выбранной профессии, в том числе решения жилищных проблем, профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. |
В течение года |
Социальный педагог |
учащиеся 8-11 классов
|
3. |
Консультирование опекунов и попечителей по вопросам выбора дальнейшего образовательного маршрута подопечными Содействие в организации подготовки к ЕГЭ
|
В течение года |
Педагог-психолог, классные руководители |
опекуны, попечители
|
4. |
Индивидуальные консультации для учащихся «группы риска» , при необходимости корректировки выбранной профессии учащимися |
По мере необходимости |
Педагог-психолог |
по запросу |
5. |
Взаимодействие с вузами по вопросам предоставления бесплатного обучения на подготовительных курсах учащихся детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
По мере необходимости |
Социальный педагог |
опекуны, попечители
|
- Работа библиотеки по профориентации.
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. |
Оформление сменного и передвижного стенда «Твой выбор» |
В течение года |
Библиотекарь |
учащиеся 1-11 классов |
2. |
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации |
В течение года |
Библиотекарь, классные руководители |
учащиеся 8-11 классов
|
3. |
Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников о профориентации |
В течение года |
Библиотекарь |
по запросу |
4. |
«Профессия – библиотекарь» - выступление на классных часах |
В течение года |
Библиотекарь, классные руководители |
по запросу |
5. |
Распространение буклетов о планируемых направлениях подготовки в ссузах и вузах |
В течение года |
Библиотекарь |
учащиеся 9 и 11 классов
|
10.Совместная деятельность по профориентации школьников
с предприятиями города.
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. |
Оформление информационного бюллетеня, «7+5» о сотрудничестве школы с шефами-десантниками. |
В течение года |
Зам. директора по ВР, руководитель школьного музея. |
творческая группа |
2. |
Организация экскурсий на предприятия города |
В течение года |
Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
учащиеся 1-11 классов |
3. |
Проведение классных часов о профессиях востребованных в регионе |
В течение года |
Зам. директора по ВР, зам. директора предприятия, социальный педагог, классные руководители) |
учащиеся 1-11 классов |
4. |
Совместное празднование государственных и профессиональных праздников: а) Дня учителя; б) Дня Победы; в) юбилейных дат предприятия и школы; г) поздравление ветеранов школы |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР |
учащиеся 1-11 классов |
5. |
Совместные спортивные соревнования волейбол, баскетбол, лыжи, теннис |
В течение года |
Зам. директора по ВР, учителя физкультуры |
учащиеся 1-11 классов |
- Создание условий для получения
допрофессионального образования в школе
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
|
Анкетирование учащихся 9-х классов с целью определения специализации профильных классов |
в течение года |
педагог-психолог, классные руководители |
учащиеся 9 классов
|
|
Профориетационная диагностика с целью отслеживания правильности выбора профиля |
в течение года |
педагог-психолог, классные руководители |
учащиеся 9 классов
|
|
Проведение родительских собраний с целью ознакомления с системой допрофессионального образования в школе |
в течение года |
Администрация, классные руководители |
учащиеся 9 классов
|
- Взаимодействие со средними и высшими учебными заведениями
п/п |
Наименование учреждения профессионального образования |
Форма взаимодействия |
Ответственные |
количество участников |
1. |
РГУ (Рязанский государственный педагогический университет им. С.А.Есенина)
|
Довузовская подготовка , подготовительные курсы экскурсии, тестирование, олимпиады |
Администрация |
учащиеся 9 -11классы |
2 |
«Рязанский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет» |
факультативы по математике и физике, экскурсии, профориентационные тренинги, тестирование |
Администрация |
учащиеся 9-11 классов |
13.Участие в мероприятиях городской программы по профориентации
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
количество участников |
1. |
Участие в «Ярмарке вакансий» |
октябрь апрель |
Администрация классные руководители |
учащиеся 8-11 классов
|
2. |
Участие в ярмарках вакансий и учебных мест для учащихся ОУ, включая экспресс-тестирование их профессиональных склонностей |
ноябрь, май |
Администрация классные руководители |
учащиеся 8-11 классов
|
3. |
Посещение Дней открытых дверей в ВУЗах, колледжах |
В течение года |
Социальный педагог, классные руководители 9-11 классов. |
учащиеся 9-11 классов
|
4. |
Участие в областных мероприятиях по профессиональной ориентации учащихся ОУ, включая выставку «Образование и карьера» |
В соответствии с планом министерства образования Рязанской области |
Администрация классные руководители |
учащиеся 9-11 классов
|
5. |
Проведение конкурсов по тематике выбора будущей профессии: - рисунков – для учащихся младших классов - сочинений – для учащихся средних и старших классов |
По плану министерства труда и занятости населения Рязанской области |
Администрация классные руководители |
учащиеся 1-11 классов |
6. |
Направление учителей на курсы повышения квалификации педагогических работников ОУ по вопросам профессиональной ориентации учащихся ОУ |
В течение года |
Администрация |
по запросу |
7. |
Участие представителей ОУ в ознакомительных беседах ГКУ «Центр занятости населения» по направлениям работы службы занятости населения, в том числе по профессиональной ориентации |
В течение года |
Администрация |
по запросу |