ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
МБОУ "Школа №7 "Русская классическая школа"
390000, г. Рязань, ул. Николодворянская, д. 19/40
Директор: 8(4912)25-39-38 Канцелярия: 8(4912)25-42-85
sh7.ryazan@ryazangov.ru

МБОУ "Школа №7 "Русская классическая школа"

МЕНЮ

Госуслуги сообщить о проблеме

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №7

 «Русская классическая школа» г. Рязани

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебной дисциплине

«Изобразительное искусство»

для 1 – 4 классов

 

УМК «Школа России»

 

                        

 

 

 

                                                       

 

2021-2022 учебный год

 

Содержание

 

1) Пояснительная записка                                                                                   3 с.                                                                                  

2) Общая характеристика курса                                                                         3 с.

3) Описание места учебного курса в учебном плане                                      4 с .

4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса               4 с.

5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса                                                                               6 с.                                                                

6) Содержание учебного курса                                                                        10 с.

7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся                                                                              16 с.

8) Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности п.19.5 ФГОС НОО                                                                      39 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Рабочая программа

 

1.Пояснительная записка

  Данная рабочая программа составлена в соответствии с:

- Федеральным  Законом Российской  Федерации  от  29 декабря 2012  г. No273-ФЗ  «Об  образовании  в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. (Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897);

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №373»;

- Образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа»;

 - Учебным планом основного общего образования МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» на 2021-2022 учебный год.

              Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе авторской программы по Изобразительному искусству  1-4 классы под редакцией Б.М.Неменского.

            Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе -  формирование художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культура духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности ,как высшие ценности человеческой цивилизации , накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения ,формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

                       В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)  и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

               В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

               будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

               сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

               появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

               установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

               будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

               Обучающиеся:

               овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

               научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

               получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

               смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

            

 

2 .Общая характеристика учебного предмета

       

 Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе всех основных видов искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов ДПИ, народного искусства, а так же постижение роли художника в синтетических искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а так же в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

     Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

-изобразительная художественная деятельность;

-декоративно-художественная деятельность;

-конструктивная художественная деятельность.

      Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

    Основные виды учебной деятельности - практическая  художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники.

   Одна из задач – постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

     Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления.

   Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.

   Развитие художественно-творческого мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности и развитие фантазии.

   Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального  практического творчества учащихся и уроков  коллективной творческой деятельности.

 

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год. 

Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-11 лет.

 

 

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:

  1. Раскрытие творческого потенциала школьников.
  2. Умение воплощать в живописных работах свои собственные впечатления.
  3. Создавать прекрасное своими руками.
  4. Ценить свой труд, уважать чужой.
  5. Уметь применять теоретические знания на практике.
  6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Возрастные особенности достижения результатов воспитания

  • При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
  • Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
  • Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

 

 

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы.

 

Личностными результатами изучения программы  является формирование следующих умений:

  • оцениватьжизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснятьсвои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельноопределять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,делать выбор, какой поступок совершить.

 

 

Метапредметными результатами изучения  программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определятьи формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

   проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учитьсявысказывать своё предположение (версию) ;
  • с помощью учителяобъяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место ивыполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • учиться совместно с учителем и другими ученикамидавать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию:сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

 

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • слушатьи понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

Предметными результатами изучения  программы является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся

научаться:

 

Планируемые  результаты  освоения  программы

1-2  классы

- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник);

-стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

-без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-использовать навыки компоновки;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных  и т.д.);

-применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

-менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме;

-составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;

-лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки);

-составлять аппликационные композиции из разных материалов.

 

3 классы

-видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

-выбирать наиболее выразительный сюжет тематической ком­позиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобрази­тельных средств выражать свое отношение к персонажам изобра­жаемого сюжета;

-анализировать форму, конструкцию, пространственное рас­положение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенно­стями другого;

-пользоваться элементами перспективы, светотени, компози­ции и т. д. В рисовании на темы и с натуры;

-передавать тоном и цветом объем и пространство в натюр­морте, пейзаже, портрете;

-применять в рисунке выразительные средства (эффекты ос­вещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акваре­лью, гуашью), добиваться образной передачи действительности

 

 4классы

-делать по наблюдению и с натуры  зарисовки человека, отдельных  предметов;

  цветом передавать пространственные планы;

-изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве;

 пользоваться техникой аппликации;

-конструировать объемные формы, усложняя их декоративными  деталями;

-передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности  композиции, рисунка, цвета;

-свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций;

-выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла;

-участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;

-проводить экскурсию  по выставке работ .

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

                                                

6.Содержание учебного предмета

 

1 КЛАСС (33 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

 

Ты учишься изображать (9 ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

     Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).

 

                                                Ты украшаешь (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

 

Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

 

 

Ты строишь(11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

 

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

 

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

 (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

 

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна.  Времена года (экскурсия) Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы).

 

2 КЛАСС (34ч)

Искусство и ты

 

Как и чем работает художник? (8 ч)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Реальность и фантазия (7ч)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

О чем говорит искусство (11ч)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Как говорит искусство (8ч)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

 

3 КЛАСС (34 ч)

Искусство вокруг нас

 

Искусство в твоем доме (8ч)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем стоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими: одни подходят для работы, другие — для отдыха; одни служат детям, другие — взрослым. Как вы глядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Искусство на улицах твоего города (7ч)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного по­рога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в соз­дании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — па­мятников культуры. Атрибуты современной  жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный  транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Художник и зрелище (11ч)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая со­ставная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, де­корация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструк­тивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник и музей (8ч)

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы худож­ника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 КЛАСС (34 ч)

 

Каждый Народ - Художник (Изображение, Украшение, Постройка в творчестве Народов Всей Земли)

 

Истоки родного искусства (8ч)

Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте чело­века. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. При­родные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (7ч)

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русско­го города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суз­даль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формирова­нии образа.

Каждый народ – художник (11ч)

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных по­строек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Ху­дожественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

 

 

Искусство объединяет народы (8ч)

От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уваже­ние к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусст­ва — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи,графики ,скульптуры,декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся так же  могут использовать в практической деятельности  и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» с 1 по 4 классы учащиеся научатся:

–       различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

–       различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

–       эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;

–       узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

–       приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;

–       создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

–       использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

–       различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

–       создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

–       наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

–       использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);

–       осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

–       выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

 

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» с 1 по 4 классы учащиеся получат возможность научиться:

–       воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

–       видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

–       высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

–       пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

–       моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

–       выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;

–       видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

–       понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

–       изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;

–       изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

 

1 класс

№ п/п

 

Содержание тематического    блока

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Ты  учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения – 9 ч.

 

1

Введение в предмет. Техника безопасности на уроке.

1

Уметь правильно организовать свое рабочее место, правильно держать кисть, лист бумаги, свободно работать с карандашом

2

Изображения всюду вокруг нас.

1

Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

3

Мастер Изображения учит видеть.

1

Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Изображать на плоскости  заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

4

Изображать можно пятном.

1

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

5

Изображать можно в объеме.

1

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей.

Превращения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.

Лепка птиц и зверей.

6

Изображать можно линией.

1

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

 

7

Разноцветные краски.

1

Изображать методом смешивания и наложения цветных пятен красочный коврик. Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).

8

Изображать можно и то, что невидимо

1

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

9

Художники и зрители (обобщение темы).

1

Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура.

Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.

 

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения  (8 ч)

10

Мир полон украшений.

1

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

11

Красоту надо уметь замечать. 

 

1

Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы.

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом.

Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.

Изображать (декоративно) бабочек, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

 «Узоры на крыльях бабочек».

12

Узоры на крыльях.

Украшение птиц.

1

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. «Украшения птиц»

13-14

Красоту надо уметь замечать. 

Красивые рыбы.

2

Изображать (декоративно) рыб, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

 «Красивые рыбы»

15

Узоры, которые создали люди

1

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

16

Как украшает себя человек.

 

1

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

 

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

1

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

18

Постройки в нашей жизни

 

1

Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Изображать придуманные дома для себя и своих друзей.

19

Постройки, сделанные человеком

1

Изображать сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

20

Дома бывают разным

 

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

21

Домики, которые построила природа.

 

1

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

22

Какие можно придумать дома

1

Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила.

23

Дом снаружи и внутри.

 

1

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

24

Строим город

 

1

Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка

25

Все имеет свое строение.

 

1

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

26

Строим вещи.

 

1

Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи.

27-28

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

 

2

Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.

Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Обсуждение работы

 

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

 

1

Выставка лучших работ учащихся.

Обсуждение выставки. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

30

«Сказочная страна». Создание панно.

 

1

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

31

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

 

1

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

32

Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы

1

Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы».

33

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

 

1

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью

 

 

33 ч

 

 

2 класс

 

№ п/п

 

Содержание тематического    блока

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Как и чем работают художники 8ч

1

Введение в предмет. Техника безопасности на уроке. Три основные краски, строящие многоцветие мира

1

Уметь правильно организовать свое рабочее место, правильно держать кисть, лист бумаги, свободно работать с карандашом. Знакомство с основными цветами многоцветных красок. Знать: приемы полу­чения новых цветов. Уметь изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов

2

Белая и черная краски

1

Уметь: получать новые цвета путем смешивания. Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита.

Развивать навыки работы гуашью. Овладевать первичными живописными навыками.

3

Пастель и цвет­ные мелки, акварель, их выразительные возможности

1

Знакомство с пастелью и цветными мелками. Уметь: изображать осенний лес, ис­пользуя выразитель­ные возможности материалов, рабо­тать пастелью, мел­ками, акварелью

4

Выразительные возможности ап­пликации

 

1

 Создание  коврика на тему осенней земли,  учимся выполнять аппли­кацию. Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

Овладевать техникой и способами аппликации.

5

Выразительные возможности графических ма­териалов

 

1

Знакомство с  графическими художественными ма­териалами.

 Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.

Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега.

Изображать, используя графические материалы, зимний лес.

6

Выразитель­ность материа­лов для работы в объеме

1

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).

Развивать навыки работы с целым куском пластилина.

Овладевать приемами работы с пластилином.

Создавать объемное изображение животного с передачей характера.

7

Выразительные возможности бу­маги

 

1

Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.

Конструировать из бумаги объекты игровой площадки

8

Неожиданные материалы (обоб­щение темы)

 

1

 Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях.

Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

Реальность и фантазия (7 ч)

9

Изображение и реальность

1

Учимся  изображать реальный предмет, выделять пропорции частей тела, передавать в изображении ха­рактер животного.

 

10

Изображение и фантазия.

1

Изображение сказочных существ, работа с гуашью

11

Украшение и ре­альность

1

Создание с помощью графи­ческих материалов изображения раз­личных украшений в природе, работа тушью, пером, уг­лем, мелом

12

Украшение и фантазия.

1

 Учимся преображать реальные формы в декоративные, работать с графиче­скими материалами

13

Постройка и ре­альность.

1

Конструи­рование из бумаги формы подводного мира, работа в группе

14

Постройка и фан­тазия

1

Учимся сравнивать природные формы с архитектурными постройками, созда­вать макеты фанта­стических зданий, фантастического города

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и По­стройки всегда работают вместе (обобщение темы)

 

 

1

Учимся обсуждать творческие работы, оценивать собствен­ную художествен­ную деятельность

 

О чем говорит искусство (11ч)

16

Изображение природы в раз­личных состоя­ниях

1

 Учимся изображать живописными материалами кон­трастные состояния природы.

17

Изображение ха­рактера животных

 

1

 Изображение животного с ярко выраженным харак­тером

18

Изображение ха­рактера человека: женский образ

1

Иметь представле­ние: о красоте вну­тренней и внешней.  Создание живописными ма­териалами вырази­тельные контраст­ные женские образы

19

Изображение ха­рактера человека: мужской образ

 

1

Иметь представле­ние: о красоте вну­тренней и внешней. Учимся создавать живописными ма­териалами вырази­тельные, контраст­ные образы доброго и злого героя

20-22

Образ человека в скульптуре

3

Иметь представ­ление: о способах передачи характера в объемном изобра­жении человека,работа с пластилином

23-25

О чем говорят украшения

 

3

Иметь представле­ние: о декоре, деко­ративно-приклад­ном искусстве. Учимся  использовать цвет для передачи характера изобра­жения

 

26

В изображении, украшении и по­стройке человек выражает свои чувства, мыс­ли, настроение, свое отношение к миру (обобще­ние темы)

 

1

Обсуждение  творческих работ,  учимся оценивать собствен­ную художествен­ную деятельность.

 

 

Как говорит искусство     (8 ч)

27

Теплые и холод­ные цвета. Борьба теплого и холод­ного

 

1

Учимся составлять теплые и холодные цветовые гаммы

28

Тихие и звонкие цвета

 

1

Учимся изображать борьбу тихого и звонкого цветов

29

Что такое ритм линий.

1

Иметь представле­ние: о ритме как вы­разительном сред­стве изображения, работа с пастелью и воско­выми мелками

30

Характер линий

 

1

Изображение ветки деревьев с определенным ха­рактером

32

Ритм пятен

1

Учимся использовать технику обрывной аппликации ,изображать борьбу тихого и звонкого цветов

33

Пропорции выра­жают характер

1

Создание  вы­разительных образов  животных или птиц

34

Ритм линий, пятен, цвет, про­порции — сред­ства выразитель­ности. Итоговый урок года

 

1

Работа с разными материа­лами, обсуждение  творческих работ,  учимся оценивать собствен­ную художествен­ную деятельность

 

 

34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

 

№ п/п

 

Содержание тематического    блока

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

искусство в твоем доме (8 часов)

 

1

Введение в предмет. Техника безопасности на уроке. Твои  игрушки (создание формы, роспись).

 

1

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её.

2

Твои игрушки (лепка из пластилина).

 

1

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки из пластилина и украшать её

3

Посуда у тебя дома

1

Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками  создания выразительной формы посуды в лепке.

 

4

Мамин платок.

 

1

 Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка.

5

Обои и шторы  у тебя дома.

 

1

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты

6

Твои книжки.

 

1

Понимать роль художника и Братьев –Мастеров  в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации

7

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

 

1

Понимать роль художника и Братьев –Мастеров  в создании форм открыток изображений на них.

8

Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

1

 Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов

Искусство на улицах твоего города (7 часов)

 

9

Памятники архитектуры.

 

1

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание  основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.

 

 

10

Витрины на улицах.

 

1

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города.   

 

11

Парки, скверы, бульвары.

 

 

1

Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения. 

12

Ажурные ограды

1

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки.

13

Фонари на улицах и в парках. Новогодний фонарик.

 

1

Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным  в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. Наблюдать за разнообразием форм новогодних фонарей, конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе.

14

Удивительный транспорт.

1

Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения.

15

Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.

 

1

Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода

Художник и зрелище (11 часов)

 

16

Художник в театре.

1

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

17

Образ театрального героя.

 

1

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя.

18

Театральные маски.

 

1

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу

19

Театр кукол.

 

 

1

Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр.

20

Театральный занавес.

 

1

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса.

21

Афиша и плакат.

1

Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.

22

Художник в цирке.

1

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.

23

Театральная программа

1

Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.

24-25

Праздник в городе

2

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику Победы, новому году.

26

Школьный карнавал. Обобщение темы

1

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

 

Художник и музей (8 часов)

 

27

Музеи в жизни города.

 

 

1

Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления  о самых разных видах музеев.

 

28

Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

 

1

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи

29

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.

 

1

Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

 

30

Картина-портрет.

1

Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке.

32

Картины исторические и бытовые.

 

1

Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать  о наиболее понравившихся картинах.

 

33

Скульптура в музее и на улице.

 

 

1

Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином.

 

34

Музеи архитектуры. Художественная выставка. Обобщение темы

 

1

Знание правил работы с пастелью и  восковыми мелками. Компоновать на плоскости листа архитектурные постройки и задуманный художественный образ. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

 

 

 

34 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

 

 

№ п/п

 

Содержание тематического    блока

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Истоки родного искусства  - 8 часов

1

Введение в предмет. Техника безопасности на уроке. .   Пейзаж родной земли

1

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особен­ности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыка­ми работы гуашью

2

Пейзаж родной земли

1

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особен­ности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыка­ми работы гуашью.

3

Деревня — деревянный мир

1

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструк­ции русской избы и назначение ее от­дельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской

Овладевать навыками конструиро­вания — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изобра­жений.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организо­ванно в команде одноклассников под руководством учителя.

4

Деревня — деревянный мир

1

 Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструк­ции русской избы и назначение ее от­дельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской

Овладевать навыками конструиро­вания — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изобра­жений.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организо­ванно в команде одноклассников под руководством учителя.

 

5

Красота человека

 

1

Приобретать  представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народно­го костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображе­ния, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на­родного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

6

Красота человека

1

Приобретать  представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народно­го костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображе­ния, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского на­родного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

7-8

  Народные праздники (обобщение темы)

 

1

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные пан­но на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

 

 

Древние города нашей земли  - 7 часов

9

Родной угол 

1

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значе­ние вертикалей и горизонталей в орга­низации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

10

Древние соборы

1

Получать представление о конструкции здания древнерусского камен­ного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразитель­ное решение).

 

11

Города Русской земли

 

1

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и оп­ределять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учиться понимать красоту истори­ческого образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

 

12

Древнерусские воины-защитники

1

 Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Вас­нецов, И. Билибин, П. Корин и др.).

Изображать древнерусских воинов  (князя и его дружину).

Овладевать навыками изображе­ния фигуры человека.

 

13

 Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва

1

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерус­ской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранив­ших исторический облик, — свидетелей нашей истории.

Выражать свое отношение к архи­тектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодче­ства для современного общества.

Создавать образ древнерусского го­рода.

 

14

Узорочье теремов

1

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении ин­терьеров (теремных палат).

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер По­стройки) при создании теремов и палат.

Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерь­ера терема (подготовка фона для сле­дующего задания).

 

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

 

 

1

Понимать роль постройки, изобра­жения, украшения при создании образа древнерусского города.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создавать многофигурные компо­зиции в коллективных панно.

Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

 

 

Каждый народ — художник  - 11 часов

16-17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

 

2

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных  художественных культур.

Воспринимать эстетический харак­тер традиционного для Японии пони­мания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные пред­ставления о красоте русской и япон­ской женщин.

Понимать особенности изображе­ния, украшения и постройки в искус­стве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.

Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Создавать образ праздника в Япо­нии в коллективном панно.

Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами ху­дожественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

 

18-19

Народы гор и степей

 

2

 Понимать и объяснять разнообра­зие и красоту природы различных ре­гионов нашей страны, способность че­ловека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыка­ми в процессе создания самостоятель­ной творческой работы.

20-21

Города в пустыне

 

2

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Объяснять связь архитектурных по­строек с особенностями природы и при­родных материалов.

Создавать образ древнего средне­азиатского города.

Овладевать навыками конструиро­вания из бумаги и орнаментальной гра­фики.

 

22-23

Древняя Эллада

2

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные эле­менты древнегреческого храма, измене­ние образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструк­цию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участ­ников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.

 

24-25

Европейские города Средневековья

 

2

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной си­стемы.

 

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

1

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее про­явлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в вы­сказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

 

              Искусство объединяет народы – 8 часов

 

27-29

Материнство

 

3

В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, даю­щей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.

Великие произведения искусства на на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском ис­кусстве, тема материнства в искусстве XX века.

Развитие навыков творческого вос­приятия произведений искусства и на­выков композиционного изображения.

 

30-31

Мудрость старости

 

2

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюде­ний).

32

Сопереживание

1

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на об­разы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

Выражать художественными сред­ствами свое отношение при изображе­нии печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

 

33

Герои-защитники. Искусство народов ми­ра (обобщение темы)

 

1

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт соз­дания проекта памятника героям (в объеме).

Объяснять и оценивать свои впе­чатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знако­мых по урокам) народов, об особеннос­тях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выстав­ки.

34

Художественная выставка.

1

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

 

 

34 ч

 


8.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности п.19.5 ФГОС НОО

Специфическое сопровождение (оборудование):

-репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы;
-портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента;

-таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта;

-схемы рисования предметов, растений, животных человека;

-открытки  и календари с репродукциями;

-таблицы по ДПИ;

-стелажи (полки) для хранения;

- демонстрационные и постановочные материалы;

-разнообразные художественные материалы.

 

Электронно-программное обеспечение:

-электронные библиотеки по искусству;

-презентации к урокам на  дисках и флеш.носителях;

-DVD – фильмы по ИЗО;

-записи классической и народной музыки.

 

Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор,

-ноутбук с художественными программами,

-интерактивная доска;

-музыкальный центр;

-магнитная доска.

 

 

Учебно-методическая литература:

 

  1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2008.-212с.- ( в помощь школьному учителю).
  2. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс.- М.: ВАКО, 2011.-144с.- ( в помощь школьному учителю).

3..Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2005.-188с.

  1. 4. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007
  2. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство «Просвещение», 2005 г.

 

 

 

Безопасные окна


 

КОРОНОВИРУС - COVID-2019

О рекомендациях родителям на период эпидемии коронавирусной инфекции

 

 

Уважаемые рязанцы!
Напоминаем вам, что в регионе введён режим повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции. По возможности, оставайтесь дома. Если есть необходимость воспользоваться транспортом - соблюдайте правила.  Держитесь на расстоянии не менее 2х метров друг от друга  на остановках и в транспорте. Сохраняйте спокойствие. Помогите пожилым родственникам с закупкой продуктов. Берегите себя и своих близких!

 

ds2

 


 

В 2019 году в городе Рязани продолжается внедрение экспериментальной модели персонифицированного финансирования образования детей (ПФДОД).

Участие в системе персонифицированного финансирования даёт ребенку право на получение именного сертификата дополнительного образования,  который позволит записаться на обучение по дополнительным образовательным программам, отмеченным в навигаторе специальным флажком "Участвует в ПФДОД", в любом муниципальном образовательном учреждении.

Более подробно по ссылке: открыть и на сайте  р62.навигатор.дети

Детство без опасности

 

persdeti

ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ 8-800-2000-122
 

© 2024. Все права защищены.