Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №7 «Русская классическая школа»
____________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Музыка»
Предметная линия учебников под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т. С. Шмагина
3 класс
МУЗЫКА
Всего 33часа, 33 часа в год, 1 час в неделю. Уровень базовый
Составитель:
учитель музыки
Шестакова Г.Н.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки во 3 классе:
- развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
- развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
- Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с:
- - Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. (Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897);
- - Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №373»;
- - Образовательной программой начального общего образования МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа»;
- - Учебным планом основного общего образования МБОУ «Школа №7 «Русская классическая школа» на 2021-2022 учебный год.
- - примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 34 час.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
- Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- Метод эмоциональной драматургии;
- Метод создания «композиций»;
- Метод игры;
- Метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Из них |
Примечание |
||
Лабора- торные и прак- тические |
Контроль-ные и диагности- ческие |
Экс- курсии |
||||
I. |
Тема №1. “Россия – Родина моя” |
5 ч. |
1 ч |
|
|
Лаборатория «Звук и тон». |
II. |
Тема №2. “День, полный событий” |
4 ч. |
|
1 ч. Обобщающий урок по теме |
|
|
III. |
Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм” |
7 ч. |
|
1ч.
Тестирование |
|
|
IV. |
Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” |
3 ч. |
1 ч |
|
|
Лаборатория «Звук и тон». |
V. |
Тема №5. “В музыкальном театре” |
6 ч. |
|
1 ч. Обобщающий урок по теме |
1 ч |
Видео-экскурсия |
VI. |
Тема №6. “В концертном зале” |
4 ч. |
1 ч |
|
|
Лаборатория «Звук и тон». |
VII. |
Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” |
5 ч. |
1 ч |
1ч.
Тестирование |
|
Лаборатория «Звук и тон». |
|
Итого |
34 ч. |
4 ч |
4 ч. |
1ч |
|
Формируемые универсальные учебные действия.
Познавательные логические УУД: формировать умение выделять существенные признаки музыкальных жанров простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов); умение устанавливать аналогии между музыкальными инструментами, классифицировать их, закономерностями музыкального искусства.
Познавательные общеучебные УУД: формировать умение выделять существенную информацию из песенного материала, фрагментов музыкальных спектаклей, мультфильмов и кинофильмов; развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить высказывания об услышанном и увиденном в соответствии с задачами общения, нормами родного языка и особенностями музыкального языка, включая воспроизведение текстов песенного материала.
Регулятивные УУД: формировать умение выделять и сохранять цель, заданную в виде образца-продукта действия (правила вокального исполнения, игры на музыкальных инструментах, инсценирования и импровизации), развивать ориентацию на образец и правило выполнения действия, формировать умения контролировать, корректировать, оценивать.
Знаково-символические УУД: формировать умения создавать элементарные модели музыкальных инструментов, преобразовывать предлагаемые модели из лаборатории «Звук и тон»; ориентироваться в символах и знаках музыкальной грамоты.
Коммуникативные УУД: формировать умения определять цели и функции ученика исполнителя, формировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы: выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее решения: контролировать, корректировать действия партнера
Поурочное планирование:
№ и дата урока |
Тема урока |
Содержание урока |
Музыкальные произведения |
1.1.
|
Россия – Родина моя Мелодия – душа музыки. |
Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».Соединение изобразительного и выразительного в музыке.
|
1.«Музыканты» нем. нар. песня. 2.Чайковский П.И. Мелодия 2-й части симфонии № 4. 3. Музыкальная викторина: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского, «Осень» Г.В. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина и др.4.Дубравин, Суслов «Всюду музыка живет». |
1.2.
|
Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. |
Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке. |
1. П.И. Чайковский, А.К. Толстой«Благословляю вас, леса».2. Н.А. Римский-Корсаков, стихи А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье»3. М.И. Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок» 4. Г. Свиридов Фрагмент «Романса» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». |
1.3.
|
Жанр канта в русской музыке. |
Музыкальные особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей. |
1.Кант «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.). 2. «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.). 3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды». 4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки». |
1.4.
|
Кантата «Александр Невский». |
Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).
|
1. М.И. Глинка «Патриотическая песня»2.Прокофьев С.С. Хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4). 3.Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», В. Присекин «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». 4.Народная солдатская песня «Славны были наши деды». |
1.5.
|
Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна… |
Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки. |
1.Хор из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…». 2.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной». 3.Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной».4.Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы. |
1.6.
|
День, полный событий Образы утренней природы в музыке. |
Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.
|
1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»2.Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». 3.Э. Григ «Заход солнца». 4. Главные мелодии 2-й части из Симфонии № 4 П. Чайковского и вступления к опере «Хованщина», «Рассвет на Москве-реке». 5. А. Дубравин «Добрый день», А. Парцхаладзе «Утро», Д. Кабалевский «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». |
1.7.
|
Портрет в музыке«В каждой интонации спрятан человек». |
Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.
|
1.С.С. Прокофьев «Болтунья», «Джульетта-девочка» из балета «Ромео Джульетта», портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк». 2. С.С. Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью (Па де шаль)» из балета «Золушка». 3.С.С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка». 4. В. Кикта, В. Татаринова «Слон и скрипочка», Ф.Лещинская, Н. Кучинская «Лошадки», М. Коваль «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят». |
1.8.
|
Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского. |
Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. |
1. М.П. Мусоргский «С няней» и «С куклой» из вокального цикла «Детская». 2. П.И. Чайковский «Нянина сказка» из «Детского альбома». Знакомые пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского 3. С.С. Прокофьев «Сказочка» из «Детской музыки». |
1.9.
|
Образы вечерней природы. |
Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств. |
1. Э. Григ «Утро» и «Заход солнца». 2. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и «Колыбельная песня» 3. М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад» и «Вечерняя песня». 4.Иллюстрации - «Кукла» М. Добужинский, «Сумерки. Луна», «Заход солнца» И. Левитан. |
2.1.
|
О России петь– что стремиться в храм. Два музыкальных обращения к Богородице. |
Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие. |
1. Ф. Шуберт «Аве Мария». 2. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». 3.И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира».4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». 5. Сопоставление со стихами А.С. Пушкина и иконой «Богоматери с младенцем» В. Васнецова.6.В. Гаврилин «Мама». 7.Исполнение песен о родном крае, о природе. |
2.2.
|
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. |
Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.
|
1. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». 2.Икона «Богоматерь Владимирская». 3.Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери. 4.Народное песнопение о Сергии Радонежском. 5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»). 6.В. Гаврилин «Мама». |
2.3. |
Образ матери в современном искусстве. |
Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве. |
1.К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна» и О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми». 2.Ч. Биксио «Мама».3. В. Гаврилин «Мама». |
2.4.
|
Праздники православной церкви. Вербное воскресение.
|
Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.
|
1. Э.Л. Уэббер. Хор «Осанна!» из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда» 2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков». |
2.5.
|
Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. |
Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.
|
1.«Вербочки» Гречанинова и Р. Глиэра. 2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков». |
2.6.
|
Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.
|
Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.
|
1.Фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева), напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…». 2.Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге. 3.Народное песнопение «Баллада о князе Владимире». 4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». |
2.7.
|
Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. |
Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. Тестирование учащихся. |
Фрагменты сказки: инсценировка фрагментов из балета «Золушка» (урок танцев, ссора сестер, вальс Золушки, сцена с часами); исполнение танцев из «Детского альбома» П. Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Камаринская», «Полька», «Мазурка», «Вальс»); пластическое интонирование пьес из сюиты «Картинки с выставки»: «Тюильрийский сад», «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского. |
3.1.
|
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Былина как древний жанр русского песенного фольклора. |
Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин. Имитация игры на гуслях. Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.
|
1.«Былина о Добрыне Никитиче». 2.«Былина о Садко и Морском царе». 3.К. Васильев «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок В. Брагинского с изображением Садко и Морской царь. 4. В Кикта «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» 5.«Былинные напевы» или импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой». 6. Былина «То не белая береза». |
3.2.
|
Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.
|
Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям. |
1. М.И. Глинка. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила».2. Н.А. Римский-Корсаков «Ой ты, темная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки!», «Высота ли, высота поднебесная…» из оперы «Садко». 3. Н.А. Римский-Корсаков. 3 песня Леля из оперы «Снегурочка». 4.Репродукции с лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскино – «Лель» и «Песня Леля».5.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот». |
3.3.
|
Масленица – праздник русского народа.
|
Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен. Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями. |
1.Б. Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье». 2.Пение знакомые масленичные песенок, веснянок, исполнение игр и забав, пословиц и поговорок русского народа об этом празднике. 3. Н.А. Римский-Корсаков «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка» |
3.4.
|
В музыкальном театре Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора. |
Урок-путешествие в оперный театр. Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: сопрано, баритон.3-частная форма арии. |
1.М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». 2. М.И. Глинка. Речитатив и ария Руслана из 2 действия оперы «Руслан и Людмила». 3. М.И. Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила». |
3.5. |
Образы Фарлафа, Наины. Увертюра. |
Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо. |
1. М.И. Глинка. Сцена Наины и Фарлафа и рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила».2. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 3.Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету», Г. Гладков, В. Луговой «Песня-спор» и др. |
3.6.
|
Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки. |
Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.
|
1. К.В. Глюк. Фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»: хор фурий, «Мелодия». 2. Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка»: ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить…», сцена таяния Снегурочки. 3.Картина В. Васнецова «Снегурочка». |
3.7.
|
Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. |
Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.). |
1.Н.А. Римский-Корсаков. Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа». 2.Репродукция с картины В. Васнецова «Палаты Берендея». 3.Н.А. Римский-Корсаков. «Шествие царя Берендея». 4.М.И. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» 5.Н.А. Римский-Корсаков. «Пляска скоморохов». 6.Н.А. Римский-Корсаков. Заключительный хор из оперы «Свет и сила, Бог Ярило». 7. В. Тугаринов, В. Орлов «Я рисую море» |
3.8.
|
Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее»,вступле-ние к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица»П.И. Чайковского. |
Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы.Контрастные образы в балете. Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.
|
1. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере-былине «Садко». 3. П.И. Чайковский. Танец феи Карабос и феи Сирени из балета-сказки «Спящая красавица». 4. П.И. Чайковский. «Вальс» из первого действия балета-сказки «Спящая красавица». 5. П.И. Чайковский. Финал первого действия балета-сказки «Спящая красавица». |
3.9.
|
Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова. |
Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла. |
1. Р. Роджерс. «Песенка о звукоряде и нотах» из мюзикла «Звуки музыки» 2. М. Коваль. Главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят». 3. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят». |
3.10.
|
В концертном зале Инструмента-льный концерт. Народная песня в концерте.
|
Определение жанра концерта. Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.
|
1. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят». 2.Украинская народная песня-закличка «Веснянка». 3. П.И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 4. Е. Адлер, В. Семернин «Наш оркестр» или С. Важов, М. Яснов «Песенка про оркестр». |
4.1.
|
В концертном зале Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость. |
Определение жанра сюиты. Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.
|
1. Э. Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» к драме Г. Ибсена: «Утро»; «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг». 2. А. Парцхаладзе «Утро». 3. Я. Дубравин «Добрый день». 4.Шаповаленко, Вратарев «Два веселых маляра». |
4.2.
|
Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена. |
Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша. |
1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»): 1 и 2 части. 2. Л. Бетховен, Н. Райский «Сурок». |
4.3.
|
Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора. |
Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.
|
1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»): финал симфонии. 2. Л. Бетховен. «Контрданс», 1-я часть сонаты № 14 («Лунной»), пьесы «Весело. Грустно», «К Элизе», песня «Сурок». |
4.4.
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина. |
Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия». Определение характерных элементов джазовой музыки.
|
1. Й. Гайдн, П. Синявский «Мы дружим с музыкой»; Д. Кабалевский, З. Александрова «Чудо-музыка». 2. Р. Роджерс, М. Цейтлина «Звуки музыки» и А. Рыбников, Ю. Энтин «Песенка козлят» из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад» 3. Дж. Гершвин «Острый ритм» и «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». |
4.5.
|
Мир композиторов: Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, особенности стиля композиторов. |
Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».
|
1. Г.В. Свиридов. «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». 2. Г.В. Свиридов, И. Северянин «Запевка». 3. Г.В. Свиридов. «Снег идет» из «Маленькой кантаты». 4. С.С. Прокофьев «Шествие солнца», фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Алла и Лоллий». 5.С.С. Прокофьев «Утро» из фортепианного альбома «Детская музыка», М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Э. Григ «Утро».
|
4.6.
|
Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайков-ский, В.А. Моцарт.
|
Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».
|
1.Норвежская народная песня «Камертон». 2. Э. Григ «Утро». 3. П.И. Чайковский «Мелодия». 4. В.А. Моцарт. Главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро»; 1-й части «Симфонии № 40»; «Весенняя песня» или «Колыбельная»; 4-я часть симфонии № 40. |
4.7.
|
Прославим радость на земле. |
Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса. |
1. Л. Бетховен. Фрагмент из финала симфонии № 9. 2. М.И. Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» и «Патриотическая песня». |
4.8.
|
Обобщающий урок |
|
«Урок-концерт» из произведений по выбору учащихся. |
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
Знать/понимать:
- Жанры музыки (песня, танец, марш);
- Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);
- Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;
- Основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.
Уметь:
- Выявлять жанровое начало музыки;
- Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
- Определять средства музыкальной выразительности;
- Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
Система оценки знаний и умений.
- тестовые задания по темам.